По результатам проведения Краснодарским УФАС России публичных обсуждений результатов правоприменительной практики Краснодарского УФАС России за 1 квартал 2020 года в формате прямой трансляции в сети «Интернет», которые состоялись 15 мая 2020 г., управлением было рассмотрено 21 анкета участников данного мероприятия.
В соответствии с оценками участвующих на вопрос: «Насколько проведенное мероприятие соответствует Вашему ожиданию?» средний балл составил:
- по тематической направленности – 5 баллов;
- по программе – 5 баллов;
- по квалификации выступающих – 5 баллов;
- по организации мероприятия – 5 баллов.
На вопрос: «Ваше мнение о необходимости внедрения в практику проведения подобных мероприятий?» все респонденты ответили положительно.
Предложения по совершенствованию антимонопольного законодательства Российской Федерации не поступали.
Вопросы-ответы:
Вопрос 1. Не является ли нарушением ч.13.1 ст.34 44-ФЗ включение в проект контракта на приобретение жилого помещения для детей-сирот условие о том, что оплата производится после регистрации муниципальным образованием права собственности на приобретенное имущество?
Согласно ч.11 ст.34 44-ФЗ для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Типовой контракт на приобретение жилого помещения уполномоченным органом не разработан.
В силу ст.556 ГК РФ передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче.
Если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.
Договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (ч.2 ст.558 ГК РФ).
В силу ч.13.1 ст.34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Таким образом, условия по оплате должны быть указаны с учетом ч.13.1 ст.34 44-ФЗ. При этом, сформулировать можно, например, оплата производится с переходом права собственности на жилое помещение, не более 30 дней с даты подписания покупателем передаточного акта.
Вопрос 2. В соответствии с пунктом 4 «Положения о примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 №1275, условия договора, заключаемого головным исполнителем с исполнителем, осуществляющим поставку продукции в целях выполнения государственного контракта, определяются условиями соответствующего государственного контракта, заключенного государственным заказчиком с головным исполнителем.
Исходя из требований указанной выше нормы обязанностью головного исполнителя по государственному контракту в рамках ГОЗ, является перенос условий государственного контракта, в договоры с соисполнителями работы.
Акционерное общество «Краснодарский приборный завод «Каскад», как головной исполнитель государственных контрактов по гособоронзаказу, столкнулось с проблемой внесения в договоры с исполнителями (в рамках кооперации головного исполнителя) условий, соответствующих условиям государственного контракта. Исполнители в рамках кооперации, которые занимают доминирующее положение поскольку они включены в конструкторскую документацию по изготовлению изделий, как единственные поставщики, отказываются заключать договоры на условиях, соответствующих редакции государственного контракта.
Насколько правомерны действия исполнителей, занимающих доминирующее положение, которые отказываются от заключения договоров в рамках кооперации головного исполнителя по гособоронзаказу в редакции, соответствующей редакции государственного контракта?
Ответ. Согласно приказу ФАС России от 21.12.2007 № 442 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по даче разъяснений по вопросам применения Федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства» письменные обращения о даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства рассматриваются ФАС России.
С учетом изложенного, Краснодарское УФАС России направляет указанный вопрос в ФАС России для дачи разъяснений.