Проблематика в сфере жилищно-коммунального хозяйства в рамках правил отбора управляющих организаций для управления многоквартирными домами утвержденных Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом". Проблематика квалификации ст. 17 при проведении конкурентных процедур
14 декабря 2022, 10:45
Тип документа:
Доклады

1. 75 Постановление Правительства

Частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) к компетенции органов местного самоуправления отнесены организация и проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006г. № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» утверждены правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее – Правила).

В 2022 году в Краснодарское УФАС России поступило 37 жалоб на действия Организатора торгов при организации и проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для осуществления управления многоквартирными домами.

- 16 жалоб возвращены Заявителям;

- 2 перенаправлены по подведомственности;

- 13 жалоб признаны обоснованными;

- выдано 11 предписаний;

- 5 жалоб признаны необоснованными;

- 2 жалобы оставлены без рассмотрения.

Кроме того, в 2022 году Краснодарским УФАС России выдано 8 предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в части непроведения органами местного самоуправления конкурсов по отбору управляющей организации.

При осуществлении контроля Краснодарским УФАС России выявлены следующие тенденции и распространенные нарушения со стороны органов местного самоуправления.

При рассмотрении заявок претендентов, О.т. не осуществляет надлежащую проверку претендентов на соответствие требованиям, установленным частью 15 Правил.

Чаще всего такое нарушение выявляется по подпунктам 7 (РСО), 8 (штрафы) и 2 (ликвидация).

В соответствии с пунктом 17 Правил, проверка соответствия претендентов требованиям, указанным в подпунктах 2 - 8 пункта 15 настоящих Правил, осуществляется конкурсной комиссией. При этом конкурсная комиссия не вправе возлагать на претендента обязанность подтверждать соответствие данным требованиям.

В свою очередь, пунктом 53 Правил установлен исчерпывающий перечень документов, представляемых претендентами в составе заявки.

Таким образом, ОМС не вправе требовать от УО предоставления документов, подтверждающих их соответствие пункту 15 и должен самостоятельно запрашивать документы, не предусмотренные пунктом 53 Правил.

Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 15 пункта 41 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее – Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006г. № 75, конкурсная документация включает указание на, срок действия договоров управления многоквартирным домом, составляющий не менее чем 1 год и не более чем 3 года, а также условия продления срока действия указанных договоров на 3 месяца, если:

- большинство собственников помещений на основании решения общего собрания о выборе способа непосредственного управления многоквартирным домом не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности;

- товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив не зарегистрированы на основании решения общего собрания о выборе способа управления многоквартирным домом;

- другая управляющая организация, выбранная на основании решения общего собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, созываемого не позднее чем через 1 год после заключения договоров управления многоквартирным домом, в течение 30 дней с даты подписания договоров управления многоквартирным домом или с иного установленного такими договорами срока не приступила к их выполнению;

- другая управляющая организация, отобранная органом местного самоуправления для управления многоквартирным домом в соответствии с настоящими Правилами, не приступила к выполнению договора управления многоквартирным домом.

В соответствии с частью 1 статьи 162 ЖК РФ, договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. Каждый собственник помещения в многоквартирном доме самостоятельно исполняет обязанности по договору управления многоквартирным домом, в том числе обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и не отвечает по обязательствам других собственников помещений в данном доме.

При этом, исходя из совокупного анализа приведенных норм, положения части 6 статьи 162 ЖК РФ применимы к договорам, заключенным с собственниками помещений в многоквартирных домах на основании протоколов общего собрания собственников таких помещений.

Согласно подпункту 3 пункта 3 Правил, конкурс проводится если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

В силу части 1 статьи 46 ЖК РФ, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами.

Договоры, заключенные по результатам открытого конкурса не свидетельствуют о реализации собственниками права выбора способа управления.

Указанная правовая позиция подтверждается судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.10.2021 № Ф05-16300/2020 по делу № А41-95094/2019, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.03.2014 N Ф07-951/2014 по делу N А56-31916/2013).

Пунктом 4 Правил определены основные принципы организации и проведения конкурсов, в том числе создание равных условий участия в конкурсе для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей и добросовестная конкуренция.

В соответствии со статьей 161 ЖК РФ и пунктом 3 Правил, конкурс проводится, если:

- собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе, собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;

- принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано;

- до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано;

- в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке выдано разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.

Также, ОМС следует учитывать, что Правилами установлен исчерпывающий перечень оснований для отмены конкурса по отбору управляющей организации.

В соответствии с пунктом 39 Постановления № 75, в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом и реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.

Вместе с тем, Верховным судом РФ решение от 10.08.2009г. № ГКПИ09-830 признан недействующим абзац первый пункта 39 Постановления № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 года № 75, в части, позволяющей не проводить конкурс по отбору управляющей организации в случае, если до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления этим домом, но не реализовали принятое решение о выборе способа управления многоквартирным домом.

Таким образом, основанием для отказа в проведении открытого конкурса является принятое собственниками помещений решение о выборе способа управления, выборе управляющей организации и заключении договора управления, а также обязательная реализация данного решения собственников - непосредственное заключение договора управления и внесение изменений в реестр лицензий субъекта РФ.

При этом, относительно непосредственного управления собственниками помещений многоквартирным домом, следует обратить внимание на следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 164 ЖК РФ, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.

Согласно частей 2, 2.1 статьи 164 ЖК РФ, договоры горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращения с твердыми коммунальными отходами заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.

Договоры об оказании услуг и (или) о выполнении работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования, и (или) о выполнении работ по эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту, лифтов, подъемных платформ для инвалидов, и (или) о выполнении работ по аварийно-диспетчерскому обслуживанию, заключенные, в том числе в электронной форме с использованием системы, собственниками помещений в многоквартирном доме, осуществляющими непосредственное управление таким домом, в случаях, предусмотренных настоящей статьей, должны быть размещены лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, в системе в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

На основании пункта 3 части 3 статьи 200 ЖК РФ, лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса.

На основании изложенного, избранный способ управления многоквартирным домом путем непосредственного управления собственниками помещений в таком доме может считаться реализованным только в случае заключения соответствующих договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества.

 

 

2. ст. 17 135-ФЗ

В 2022 году Краснодарским УФАС России рассмотрено 40 обращений по признакам нарушения требований статьи 17 135-ФЗ. Возбуждено 2 дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В части применения положений статьи 17 135-ФЗ необходимо обратить внимание на следующие

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений (далее для целей данного раздела - процедуры определения поставщика, процедуры) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами или заказчиками процедур определения поставщика деятельности их участников, создание участнику (участникам) преимущественных условий участия, нарушение порядка определения победителя, участие организаторов и (или) заказчиков, их работников в процедурах определения поставщика.

Наиболее распространенным нарушениями со стороны Организаторов торгов является предъявление к участникам требований, не предусмотренных документацией, а также допуск к участию в торгах и определение победителем претендентов, не отвечающих требованиям Документации о проведении закупки.

Со стороны заявителей, несостоятельными являются доводы о нарушении Заказчиками по 223-ФЗ требований части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В силу части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Исходя из положений части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции, к закупкам товаров, работ, услуг, осуществляемым в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» применяются только требования части 1 статьи 17.

Таким образом, доводы заявителей о нарушении требований части 3 статьи 17 в рамках закупки товаров работ, услуг отдельными видами юридических лиц несостоятельны и основаны на неверном толковании норм права.

Кроме того, следует учитывать, что Верховный суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», разъясняет, что исходя из требований части 5 статьи 17 Закона, частей 2 - 3.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) в их взаимосвязи правила статьи 17 Закона применяются к конкурентным закупкам товаров, работ, услуг, осуществляемым в соответствии с Законом о закупках (далее для целей данного раздела - конкурентные закупки). Действия хозяйствующих субъектов при осуществлении закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика согласно положению о закупке, принятому в соответствии с Законом о закупках, не могут быть рассмотрены на предмет нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Иные торги, проведенные с нарушением положений, установленных законом, к сфере антимонопольного контроля по правилам статьи 17 Закона не относятся, что не исключает предъявление заинтересованными лицами исков о признании таких торгов и сделок, заключенных по их результатам, недействительными и о применении последствий недействительности (например, на основании пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса, статей 61.8, 139 Федерального закона от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

 

Наверх