Актуальны вопросы правового регулирования в сети Интернет
14 декабря 2022, 10:38
Тип документа:
Доклады

Определяющими критериями отнесения информации к рекламе являются те признаки рекламы, которые содержатся в ст. 3 ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

По смыслу законодательного определения рекламой считается та информация, которая, во-первых, была распространена, во-вторых, адресована неопределённому кругу лиц, в-третьих, направляет внимание и интерес на объект рекламирования, в-четвертых, имеет цель продвинуть объект рекламы на рынок. Иными словами, реклама призвана выделить рекламируемый объект из ряда других объектов и привлечь к нему внимание, а также побуждать лиц из числа неопределенного круга, среди которых распространялась реклама, обратиться за приобретением товара. Указанные обстоятельства должны быть установлены в совокупности.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

Рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств

 

Таким образом, рекламой признается информация, одним из признаков которой является направленность такой информации на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Актуальным как для участников рынка, так и для государственных структур в настоящее время остается вопрос контроля за рекламой в сети Интернет.

Так с 1 сентября 2022 года вступила в силу ст. 18.1 Закона о рекламе, которая содержат основные положения об обязательной маркировке и учете интернет-рекламы: теперь любая реклама, размещаемая в Интернете, должна быть маркирована, а вся информация о ней должна быть передана в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР), контролировать который будет Роскомнадзор.

Перед тем как распространить интернет-рекламу, отдельные категории рекламодателей, а также рекламораспространители и операторы рекламных систем, должны обратиться в специальную организацию - к оператору рекламных данных (ОРД). Операторов отбирает комиссия при Роскомнадзоре.

Оператор рекламных данных (ОРД) — это организация, которая регистрирует объявления и передает их в реестр.

ОРД присваивает рекламе идентификатор, чтобы обеспечить ее прослеживаемость (распространение рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" допускается при условии присвоения оператором рекламных данных соответствующей рекламе идентификатора рекламы, который представляет собой уникальное цифровое обозначение, предназначенное для обеспечения прослеживаемости распространенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" рекламы и учета информации о такой рекламе.). После его получения рекламу можно распространять. После распространения рекламы информацию о ней передают ОРД, а он, в свою очередь, направляет данные в Роскомнадзор. Ведомство ведет учет и обработку этой информации, а также хранит ее не менее 5 лет.

Соответственно, размещение любой рекламы в сети "Интернет" должно сопровождаться пометкой "реклама". При этом следует отметить, что использование иной пометки для указания на рекламный характер информации в сети "Интернет" не предусмотрено Законом.

Что должна содержать интернет-реклама:

  • пометку "реклама";
  • указание на рекламодателя или на интернет-страницу, которая содержит информацию о нем.

Требования не касаются рекламы, которую размещают в теле- и радиопрограммах (передачах), транслируемых в интернете (распространяемых в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", если она идентична рекламе в тех же передачах, показанных различными способами вещания), также информацию о рекламе не передает оператор социальной рекламы

Кто обязан передавать информацию о рекламе

  • Информацию о рекламе обязаны передавать рекламораспространители,
  • операторы рекламных систем,
  • владельцы соцсетей,
  • аудиовизуальных сервисов,
  • новостных агрегаторов,
  • организаторы распространения информации в интернете.

Эта же обязанность есть у рекламодателей, но есть исключение: рекламодатель передал (непосредственно или через уполномоченное лицо) обязанность рекламораспространителю либо оператору рекламной системы. Рекламодатель при этом должен обладать исключительным правом на объект рекламирования и (или) быть изготовителем или продавцом рекламируемого товара.

Какую информацию и в какой срок нужно передавать

В частности, предоставляют данные о всей цепочке договоров, заключенных для распространения рекламы, включая реквизиты и содержание актов оказанных услуг.

Перечень операторов рекламных данных 14 октября 2022 года определила комиссия при Роскомнадзоре:

  • "Лаборатория разработки" (Сбер);
  • "Яндекс Оператор Рекламных Данных" (Яндекс);
  • "ВК Рекламные Технологии" (VK);
  • "ОЗОН ОРД" (Озон);
  • "МедиаСкаут" (МТС);
  • "Первый ОРД" (Вымпелком);
  • "ОРД-А" (Амбердата).

Список может быть расширен – подать заявку на вступление в ОРД может любое российское юридическое лицо, в отношении которого прямо или косвенно осуществляется российскими гражданами и организациями контроль, и соответствующее установленным Правительством РФ требованиям

Какая информация не считается рекламой и не подлежит обязательной маркировке:

  • справочно-информационные и аналитические материалы
  • По мнению ФАС России, не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров или на страницах в социальных сетях производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или страницы в социальной сети о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компании и т.п. В том числе не является рекламой информация о скидках или проводимых акциях, размещенная на сайтах, на которых аккумулируются и предлагаются различные купоны или билеты, позволяющие приобрести товар со скидкой. Следовательно, на такую информацию положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются.

Однако в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров (например, всплывающий баннер), такая информация может быть признана рекламой.

Кроме того, выдача поисковой системой перечня гиперссылок на различные источники информации (сайты, форумы и пр.) не является рекламой, поскольку выдача такого перечня является результатом обработки поискового запроса пользователя.

При размещении подобных информационных сведений (результатов поискового запроса), такая задача, стоящая перед рекламой, как формирование и поддержание интереса к конкретному юридическому лицу и его товару, услуге не выполняется, поскольку однородная информация, размещенная среди таких же, однородных, сведений о различных товарах не позволяет выделить какой-либо отдельный товар и сформировать к нему интерес.

 

  •  обзоры внутреннего и внешнего рынков,
  • результаты научных исследований и испытаний.
  • информация о товарах и услугах, размещенная на официальном сайте, страницах или в социальных сетях их производителя или продавца.
  •  обзор нескольких товаров разных производителей в видеоролике или посте блогера не относится к рекламе, если его основной целью не является продвижение товара на рынке.
  • органичная интеграция (Речь идет об упоминании товара, средств его индивидуализации, изготовителе или продавце товара, которые органично интегрированы в научные или литературные произведения, а также произведения искусства, если они сами по себе не являются сведениями рекламного характера) 

Ответственность за несоблюдение требований о маркировке рекламы:

Нарушение требования об учете и маркировке рекламы может повлечь наложение административного штрафа – на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. (ч. 1 ст. 14.3 КоАП).

В соответствии с частью 15 статьи 18.1 Федерального закона "О рекламе" Роскомнадзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, предоставляет доступ к имеющейся у него информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" рекламе антимонопольному органу, ФНС России, иным органам и лицам, определенным Правительством Российской Федерации. Заказчики и другие участники рынка также могут получить информацию, но в части, касающейся их прав и обязанностей.

Полномочия по контролю за соблюдением требований по маркировке рекламы в Интернете возложены на ФАС России. В полномочия ФАС России входит отнесение информации к рекламе, а также контроль за наличием пометки "реклама" и информации о рекламодателе.

Нормы статьи 18.1 Федерального закона "О рекламе" предполагают создание специальных субъектов, осуществляющих деятельность в сфере рекламы в сети "Интернет", - операторов рекламных данных, на которых возлагается обязанность, в том числе по присвоению соответствующей рекламе идентификаторов рекламы.

 

 

Наверх