Доклад по правоприменительной практике Краснодарского УФАС России за 1 квартал 2018 года
01 июня 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

 

Доклад по правоприменительной практике

 Краснодарского УФАС России

за 1 квартал 2018 года

 

 

За 1 квартал 2018 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю рассмотрено  19 (1 кв. 2017 – 18) дел о нарушении антимонопольного законодательства и выдано  1 (1 кв. 2017 – 3) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии со статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» управлением в отчетном периоде рассмотрено 79 (1кв. 2017-115)  жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (19 жалоб признаны обоснованными), выдано 8 (1 квартал 2017-16)   предписаний о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов.

       В отчетном периоде управлением рассмотрено 14 (1 кв. 2017 – 9) дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. По результатам рассмотрения дел выдано 6 (1 кв. 2017 – 7) предписаний о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Кроме того, в отчетном периоде Краснодарским УФАС России в органы прокуратуры переданы материалы по 3 фактам установки рекламной конструкции без разрешения органа местного самоуправления для возбуждения административного дела по ст.14.37 КоАП РФ.

Краснодарское УФАС России обращает внимание,  что с 3 июня 2018 года вступают в силу изменения  в Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

Федеральным законом от 03.04.2018г. № 61-ФЗ статья 5 Федерального закона «О рекламе» дополнена частью 10.3, в соответствии с которой  не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов. Положения настоящей части  не распространяется на социальную рекламу и справочно-информационные сведения. Данный Федеральный закон направлен на обеспечение защиты прав граждан при получении информации об оплате коммунальных услуг.

При осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о контрактной системе заказчиком, уполномоченным органом, конкурсной, аукционной или котировочной комиссией Краснодарским УФАС России  за    1 квартал 2018г. рассмотрено 625 (1 кв. 2017 – 531) жалоб участников закупок,  выдано 170 (1 кв. 2017 – 166) предписаний. 

В отчетном периоде Краснодарским УФАС России вынесены   постановления о наложении штрафа на общую сумму 11 198 тыс. рублей  (взыскано  16 967   тыс. рублей, в том числе, с прошлого периода).

 

Примеры  дел, рассмотренных Краснодарским УФАС России в отчетном периоде.

 

Пример 1. Краснодарским УФАС России рассмотрено обращение КДС на действия администрации МО Северский район (353236, Краснодарский край, Северский район ст. Северская, ул. Ленина, д. 69),  выразившиеся в не предусмотренном федеральными законами или иными нормативными правовыми актами отказе гражданину (не имеющему на момент подачи заявки статуса индивидуального предпринимателя либо юридического лица) от принятия заявления о намерении участия в аукционе на право заключения договора купли-продажи участка площадью 46000 кв.м. из земель населенных пунктов, расположенного в ст. Новодмитриевской Северского района, на территории кадастрового квартала 23:26:0903003.

Согласно доводам администрации МО Северский район, так как Заявитель не является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, он не имеет права на подачу заявки о намерении участвовать в аукционе, а также в дальнейшем на участие в аукционе на право заключения договора купли – продажи указанного земельного участка.

В ходе рассмотрения обращения Краснодарским УФАС России в действиях администрации  МО Северский район установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Администрации МО Северский район Сочи выдано предупреждение №18896/9 от 03.08.2017 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, с требованием устранить нарушение.

Администрацией МО Северский район в установленный срок не направлены сведения об исполнении предупреждения.

Согласно части 4 статьи 39.18. Земельного Кодекса Российской Федерации (устанавливающей особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности) граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

Одновременно, Земельный кодекс Российской Федерации не только не ограничивает, но прямо предусматривает право граждан на участие в аукционах на право заключения договоров аренды земельных участков для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Кроме того, согласно части 9 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации аукцион является открытым по составу участников, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи, в которой установлено, что участниками аукциона, проводимого в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 39.18 настоящего Кодекса, могут являться только граждане или в случае предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности - граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Из указанных положений в их совокупности следует, что лицами, которые заинтересованы в получении земельного участка в собственность или в аренду для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, являются граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства, при этом законодателем не установлено такого требования к гражданину как его регистрация в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

Статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации не указывает, что заявления могут быть поданы только гражданами, создавшими крестьянские (фермерские) хозяйства, а наоборот предусматривает право граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств в равной мере претендовать на предоставление земельного участка для деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.

Данный вывод подтверждается судебной практикой – Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 05.06.2017 по делу № А54-1257/2016.

Между тем, на стадии подачи заявки о намерении участвовать в аукционе, а также участия в аукционе и признания победителем аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для осуществления предпринимательской деятельности, у гражданина нет обязанности приобретать статус индивидуального предпринимателя либо главы КФХ, поскольку возможность начала предпринимательской деятельности может быть связана именно с получением права аренды на такой земельный участок.

Граждане имеют законные основания после получения земельного участка или победы в проводимых аукционах получить статус предпринимателя и главы КФХ и приступить к освоению выставленных на торги земельных участков с видом разрешенного использования «питомники по выращиванию зеленых насаждений».

Таким образом, администрация МО Северский район осуществила действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

При указанных обстоятельствах в действиях администрации МО Северский район, выразившихся в не предусмотренном федеральными законами или иными нормативными правовыми актами отказе гражданину (не имеющему на момент подачи заявки статуса индивидуального предпринимателя либо юридического лица), от принятия заявления о намерении участия в аукционе на право заключения договора купли-продажи участка площадью 46000 кв.м. из земель населенных пунктов, расположенного в ст. Новодмитриевской, Северского района, на территории кадастрового квартала 23:26:0903003, установлено нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Администрации МО Северский район выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства (исполнено в установленный законом срок).

Пример 2. Краснодарское УФАС России по результатам рассмотрения обращения  ОАО «РЖД»  возбуждено дело №133/2017 в отношении  МУП города Сочи «Водоканал» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов ОАО «РЖД» путем введения режима ограничения холодного водоснабжения 28.12.2016 на объекте: железнодорожный вокзал, расположенный в п. Эсто-Садок, Адлерский район, ул. Амеловая, 22 (далее Объект), без соблюдения требований законодательства, регламентирующего порядок введения ограничения водоснабжения.

В ходе рассмотрения дела №133/2017 установлено следующее.

 В Уведомлении от 23.12.2016 №512, направленном МУП города Сочи «Водоканал» в адрес ОАО «РЖД», указано, что с 26.12.2016 на объектах ОАО «РЖД» в Адлерском районе г. Сочи, в том числе с. Эсто-Садок будет временно прекращено водоснабжение ввиду самовольного подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоснабжения, а также наличия у абонента задолженности (далее Уведомление №512).

28.12.2016 МУП города Сочи «Водоканал» введен режим ограничения водоснабжения на Объекте согласно Уведомлению №512.

При этом, Акт, свидетельствующий о факте самовольного подключения (технологического присоединения) ОАО «РЖД» к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения   Объекта, со стороны МУП города Сочи «Водоканал» не был составлен, что противоречит п. 63 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства  РФ от 29.07.2013 №644 (далее Правила №644).

ОАО «РЖД» представлен договор холодного водоснабжения и водоотведения от 16.01.2014 №5422/257-00, заключенный между ОАО «РЖД» и Государственное унитарное предприятие Краснодарского края Северо-Восточная водная управляющая компания «Курганинский групповой водопровод», точкой поставки которого является  Объект, что подтверждает надлежащее технологическое присоединение к сетям водоснабжения, водоотведения.

В ходе рассмотрения дела №133/2017 со стороны МУП города Сочи «Водоканал» не представлены документы, подтверждающие направление уведомления о введении ограничения водоснабжения на Объекте  в соответствующие органы в срок, установленный ч.3 ст.21 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении, также установлено  по состоянию на 23.12.2016 (дата составления Уведомления от 23.12.2016 №512)  у ОАО «РЖД»  отсутствовала задолженность за 2 расчетных периода  с учетом заключенного договора между МУП города Сочи «Водоканал» и ОАО «РЖД» от  01.11.2016, что не соответствует требованиям  п.8 ч.3 ст.21 Закона №416-ФЗ.

Решением Комиссии Краснодарского УФАС России от 24.01.2018 по делу №133/2017  в действиях МУП города Сочи «Водоканал» установлено нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов ОАО «РЖД» путем введения режима ограничения холодного водоснабжения 28.12.2016 на объекте: железнодорожный вокзал, расположенный в п. Эсто-Садок, Адлерский район, ул. Амеловая, 22, без соблюдения требований ч.3 ст.21 Закона №416-ФЗ и п.63 Правил №644. Комиссия решила предписание не выдавать, в связи с тем, что водоснабжение Объекта восстановлено.

 

Пример 3. В Краснодарское УФАС России поступило заявление ООО «Стройэлектросевкавмонтаж» о признаках недобросовестной конкуренции в действиях ООО «Корпорация АК «ЭСКМ», выразившихся в приобретении и использовании исключительных прав на товарный знак (знак обслуживания)  «ЭСКМ» по свидетельству № 579300 с датой приоритета  товарного знака от 29.12.2014 г. в отношении услуг 35,37,39,40,42 классов МКТУ.

        По данному факту приказом руководителя Краснодарского УФАС России от 18.04.2017 г. № 146 в отношении ООО «Корпорация АК «ЭСКМ» возбуждено дело по признакам нарушении ч. 1 ст. 14.4 Федерального закона «О защите конкуренции».

       По результатам рассмотрения дела № 140/2017 в отношении ООО «Корпорация АК «ЭСКМ» 22.01.2018 г. (изготовлено в полном объеме 02.02.2018 г.) Комиссией Краснодарского УФАС России принято решение, которым установлен факт нарушения ООО «Корпорация АК «ЭСКМ» ч. 1 ст. 14.4 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в приобретении и использовании исключительных прав на товарный знак (знак обслуживания)  «ЭСКМ» по свидетельству № 579300 с датой приоритета  товарного знака от 29.12.2014 г. в отношении услуг 35,37,39,40,42 классов МКТУ.

        Однако, ООО «Корпорация АК «ЭСКМ», не согласившись с вынесенным решением, обжаловало его в Арбитражный суд Краснодарского края. Решением Арбитражного суда Краснодарского края решение управления признано законным.

 

Статистика за 2017 год.

В 2017 году Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю рассмотрено 113 (2016 - 262) дел о нарушении антимонопольного законодательства и выдано 13 (2016 -23) предписаний о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

За 2017 год выдано 45 предупреждений (2016- 47) о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.   

В 2017 году управлением вынесено 88 постановлений о привлечении к административной ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ за нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения к системам теплоснабжения либо правил подключения к системам водоснабжения и водоотведения на сумму 37,7 млн. рублей.

В соответствии со статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» управлением в отчетном периоде рассмотрено  476 (2016 – 444) жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, выдано 55 ( 2016 - 79) предписаний о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов.

В отчетном периоде управлением рассмотрено 116 (2016 – 63) дел  по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выдано 72 ( 2016 - 38) предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

При осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о контрактной системе заказчиком, уполномоченным органом, конкурсной, аукционной или котировочной комиссией Краснодарским УФАС России в  2017 году рассмотрено 4474 (2016 -2867)   жалобы участников закупок,  выдано 1147 ( 2016 - 673)  предписаний. 

В отчетном периоде Краснодарским УФАС России вынесены   постановления о наложении штрафа на общую сумму 63961  тыс. рублей (взыскано  28912 тыс. рублей, в том числе, с прошлого периода).

Согласно ч.3 ст. 18 Федерального закона «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о причастности рекламодателя к мероприятиям, FIFA и (или) Оргкомитету «Россия-2018», в том числе в качестве спонсора, партнера, вещателя, помощника, соорганизатора, агента, лицензиата, официального поставщика товаров, работ, услуг или в любом ином качестве, а также о рекомендациях, об одобрении FIFA и (или) Оргкомитетом «Россия-2018» объекта рекламирования, признается недостоверной.

За 2017 год Краснодарским УФАС России в рамках полномочий по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе по фактам незаконного использования в рекламе символики Кубка Конфедераций 2017 г. было  рассмотрено 4 дела по факту нарушения п.п. 7,8 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе».

По результатам рассмотрения указанных дел принято 4 решения в соответствии с которыми реклама признана ненадлежащей и выдано 3  предписания (исполнены).

В отношении вышеуказанных лиц Краснодарским УФАС России рассмотрены административные дела, по результатам рассмотрения которых все лица привлечены к административной ответственности: вынесено два постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения и два постановления о назначении административного наказания в виде штрафа.

 

О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618

 

      Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы (далее-Указ Президента Российской Федерации, Национальный план, соответственно). Национальным планом установлены четыре измеряемых ключевых показателя, которые должны быть достигнуты к 2020 году. В том числе:

- снижение количества «антимонопольных» нарушений органов власти не менее чем в два раза;

- увеличение доли госзакупок у малого бизнеса и СОНО в два раза;

- увеличение закупок госкомпаний у малых и средних предприятий до 18%;

- обеспечение присутствия во всех сферах экономики не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один их которых будет относиться к частному бизнесу.

Всем федеральным органам исполнительной власти, главам субъектов РФ, органам местного самоуправления предложено активизировать работу по содействию конкуренции.

Верховному Суду Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, общественным организациям Президентом Российской Федерации даны рекомендации по оказанию содействия реализации Национального плана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложенные файлы
Доклад_руководителя_за1__квартал_2018-1527852648.doc (70,0 КБ)
Наверх