Правомерно ли введение ограничения режима потребления электрической энергии  на объект до получения результатов экспертизы и выставления перерасчета на основании акта о неучтенном потреблении выявленного на Объекте

03 сентября 2018, 10:59

Порядок ограничения режима потребления электрической энергии, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442.

Процедура проверки узла учета электрической энергии и составление акта безучетного потребления установлена Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными  постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442.

Перечень обстоятельств, по которым производится ограничение режима потребления электрической энергии установлен п. 2 Правил ограничения № 442, в том числе нарушение потребителем своих обязательств,  в рамках заключенного договора энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии) и т.д.

В свою очередь основанием для невведения ограничения режима потребления электрической энергии по вышеуказанному основанию является устранение обстоятельств, которые явились для инициирования введения ограничения (например, оплата задолженности).

Получение результатов экспертизы либо их отсутствие не является основанием для возобновления электрической энергии, а также неведения ограничения вообще.

В силу п. 1 ст. 543 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов, оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

  Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.

Нормами действующего законодательства не установлен запрет на введение в отношении потребителя услуги энергоснабжения ограничений или прекращения электроснабжения при наличии спорной задолженности по оплате за поставленный ресурс.

  В соответствии с абз. 3 п. 145 Постановления № 442, обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.

  При этом под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки (абз. 4 п. 145 Постановления № 442).

Несогласие с выставленной суммой к оплате за оказанные услуги в целях заключения договора энергоснабжения по срочной процедуре  согласно п. 1 ч. 1 ст. 8 ГК РФ носят гражданско-правовой характер и подлежит разрешению в судебном порядке (ч. 1 ст. 11 ГК РФ).

При принятии мер по пресечению действий, выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением, антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры (п. 5 пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30).

Наверх