Доклад Шулика М.С.
15 мая 2019, 11:36
Тип документа:
Доклады

Доклад на тему: «Осуществление государственного надзора за соблюдением требований законодательства о рекламе при распространении рекламы финансовых услуг»

Наибольшее количество нарушений в 1 квартале 2019 г. выявлено, в том числе в рекламе финансовых услуг, распространяемой с нарушением требований статьи 28 и части 3 статьи 5 Федерального закона о рекламе.

Одним из наиболее часто встречающихся нарушений в сфере законодательства о рекламе, является нарушение статьи 28 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы финансовых услуг.

По данному вопросу наше управление тесно сотрудничает с Министерством экономики Краснодарского края, Управлением региональной безопасности Краснодарского края и Южным главным управлением Банка России.

При администрации Краснодарского края создана рабочая группа по вопросам оказания содействия гражданам, пострадавшим от организаций, осуществляющих недобросовестную практику на открытом финансовом рынке и мониторингу ситуации на рынке автострахования Краснодарского края, в которую входят и сотрудники нашего управления.

Распространение рекламы финансовых услуг регламентирован статьей 28 и статьей 5 Федерального закона «О рекламе».

В 1 квартале 2019 года управлением рассмотрено 3 дела, возбужденных в соответствии с Регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 23.11.2012г. № 711/12 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» (далее - Регламент), по результатам рассмотрения которых вынесено 3 решения о признании рекламы ненадлежащей и выдано 3 предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

А также рассмотрено 4 административных дела по ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которых вынесено 4 предупреждения в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Основные нарушения:

1. Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Из содержания ст.ст. 4, 30 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» следует, что кредитные потребительские кооперативы имеют право заключать договор передачи личных сбережений, а не договор вклада.

Понятие «вклад» применяется к договорам банковского вклада, соответствии с п. 1 ст. 834 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее

ГК РФ) по договору банковского вклада одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором.

При этом в соответствии с п. 1 ст. 835 ГК РФ право на привлечение денежных средств во вклады имеют банки, которым такое право предоставлено в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в порядке, установленном в соответствии с закон.

Следовательно, подмена понятий в рекламе «вклад» и «сбережения» противоречит требованиям п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Согласно 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

3. В соответствии г п.2 ч.2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условии (указан %, а не указана сумма, срок и т.д.).

4. В соответствии и иных финансовых ч. 1 ст.28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество);

5. В соответствии с частью 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если страховых и иных финансовых услуг или осуществление ости может осуществляться только лицами, имеющими оказание банковских, финансовой деятельности соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствую саморегулируемых организаций, то реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается (когда организация рекламирует финансовые услуги по выдаче займов, но при этом организация не является кредитной или иной некредитной финансовой организацией, а следовательно, законом не предоставлено право на привлечение денежных средств граждан в виде займа под проценты путем размещения рекламы и распространение такой рекламы  не допускается).

В соответствий со ст. 14.3 КоАП нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38,19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; рублей. на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Наверх