Практика привлечения к административной ответственности за заключение картельных и иных антиконкурентных соглашений
04 декабря 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

Практика привлечения к административной ответственности за заключение картельных и иных антиконкурентных соглашений.

 

 

Согласно пункту 18 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

В силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», совершение лицами, указанными в части 1 статьи 8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», действий по соглашению не относится к согласованным действиям, а является соглашением.

Из анализа указанных норм закона следует, что Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает специальные требования к определению соглашения, как волеизъявления хозяйствующих субъектов, отличные от содержащихся в Гражданском Кодексе Российской Федерации.

Под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством.

Как следствие, доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципа разумности и обоснованности.

Антимонопольным законодательством установлены следующие основные запреты картельных соглашений и иных антиконкурентных соглашений:

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:

1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) сокращению или прекращению производства товаров;

5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

Частью 4 статьи 11 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения:

1) о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);

2) об экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка;

4) об установлении условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях.

Статьей 16 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:

1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.32 КоАП РФ.

Так частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом соглашения, признаваемого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации картелем, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, либо участие в нем влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от трех сотых до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо участие в нем, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 3 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной сотой до пяти сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - от двух тысячных до двух сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее пятидесяти тысяч рублей.

Согласно части 7 статьи 14.32 КоАП РФ заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией либо государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

 

За период с декабря 2019 года по истекший период 2020 года Краснодарским УФАС России рассмотрены и вынесены решения по ряду дел о нарушении антимонопольного законодательства, которыми установлены факты нарушения пункта 2 части 1 статьи 11, а также статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Ответчики по вышеуказанным делам, в чьих действиях был установлен факт нарушения антимонопольного законодательства, последующем привлечены Краснодарским УФАС России к административной ответственности, предусмотренной различными частями статьи 14.32 КоАП РФ.

 

Приведем несколько примеров:

 

1. Решением от 06.12.2019 по делу № 72/2019 комиссия Краснодарского УФАС России признала в действиях ООО «ЛАНТАЛ» и других участников аукциона в электронной форме от 05.03.2018 № 0118300018118000027 (Строительство спортзала) факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Краснодарским УФАС России было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 2 599 720 рублей.

 

2. Решением от 30.12.2019 по делу № 023/01/16-2517/2019 комиссия Краснодарского УФАС России признала в действиях ООО «Ортус» и МКУ МО Динской район «Служба заказчика по строительству, ЖКХ и ТЭК» факт нарушения п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Нарушение выразилось в заключении муниципальных контрактов на выполнение работ для муниципальных нужд без проведения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), что привело к ограничению доступа на товарный рынок работ по ремонту жилых помещений в муниципальном образовании Динской район.

В результате заключения муниципальных контрактов ООО «Ортус» получило доступ к выполнению работ практически по максимально высокой цене, без участия в какой - либо конкурентной борьбе, без подачи предложений о снижении цены контракта, что лишило возможности других хозяйствующих субъектов реализовать свое право на заключение контракта.

В целях привлечения к административной ответственности за заключение ограничивающего конкуренцию соглашения Краснодарским УФАС России возбуждено дела об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.32 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого ООО «Ортус» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 524 562,50 рублей.

 

3. В декабре 2019 года Комиссией Краснодарского УФАС России в действиях ООО «Биофорта» и ООО «Профилаб» установлен факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Краснодарским УФАС России возбуждены дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которых общества и их руководители привлечены к административной ответственности в виде штрафа в совокупном размере 16 143 534 рублей.

 

4. В мае 2020 года Комиссией Краснодарского УФАС России по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в действиях ООО «СТМ-СТРОЙ» и других участников аукционов в электронной форме был установлен факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Краснодарским УФАС России возбуждены дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которых общество и его руководитель привлечены к административной ответственности в виде штрафа в совокупном размере 894 240 рублей.

 

5. Решением от 14.02.2020 по делу № 126/2019 Комиссия Краснодарского УФАС России признала в действиях ООО «Юг-Продсервис» и других участников аукционов в электронной форме факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Краснодарским УФАС России возбуждены дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которых общество и его руководитель привлечены к административной ответственности в виде штрафа в совокупном размере 4 377 280 рублей.

 

6. Краснодарское УФАС России провело проверку представленных прокуратурой Щербиновского района сведений о возможном нарушении администрацией МО Щербиновский район и ООО ОП «Вымпел» антимонопольного законодательства при заключении образовательными учреждениями Щербиновского района контрактов на оказание охранных услуг.

Решением от 25.06.2020 по делу № 023/01/16-1453/2020 комиссия Краснодарского УФАС России признала в действиях ООО ОП «Вымпел» и администрации муниципального образования Щербиновский район факт нарушения п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Нарушение выразилось в заключении соглашения, направленного на определение ООО ОП «Вымпел» в качестве исполнителя контрактов на оказание услуг по охране зданий и территории во всех образовательных учреждениях Щербиновского района, что привело или могло привести к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Управление установило, что должностное лицо администрации МО Щербиновский район посредством рассылки голосового сообщения в мессенджере WhatsАpp сообщило руководителям образовательных учреждений о принятом решении по определению в качестве исполнителя охранных услуг ООО ОП «Вымпел», указав на заключение с ним в приоритетном порядке договоров и о прекращении действия договоров с ранее оказывающими услуги исполнителями.

В целях привлечения участников соглашения к административной ответственности за заключение ограничивающего конкуренцию соглашения Краснодарским УФАС России возбуждены дела об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.32 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которых ООО ОП «Вымпел» и его руководитель привлечены к административной ответственности в виде штрафа в совокупном размере 97 127,5 рублей. Должностное лицо администрации МО Щербиновский район привлечно к административной ответственности по ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

 

 

Наверх