Доклад Бережинского Э.Ю.
15 мая 2019, 11:32
Тип документа:
Доклады

Доклад по теме: «Результаты правоприменительной практики Краснодарского УФАС России в сфере нарушения антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции за 1 квартал 2019 года»

 

В 1-м квартале 2018 года управлением рассмотрено 9 заявлений о нарушении антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции, по результатам рассмотрения которых принято 5 решений об отказе в возбуждении дела и возбуждено 4 дела о нарушении антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции,  по 1 делу производство прекращено в связи с отсутствием нарушения, 3 дела находятся в стадии рассмотрения.

А также возбуждено 1 административное  дело об административных правонарушениях по ч.1 ст. 14.33 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого вынесено постановление о привлечении должностного лица к административной ответственности в виде штрафа в размере 12 тыс. рублей.     

Кроме того,  в отчетном периоде  в соответствии со ст.39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» управлением индивидуальному предпринимателю выдано  1 предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (ст. 14.8  Федерального закона «О защите конкуренции»), которое не было исполнено в установленный срок.

Как известно с вступлением в силу 5 января 2016 года Федерального закона от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, и введением в закон главы 2.1 «Недобросовестная конкуренция», перечень форм недобросовестной конкуренции был расширен. Всего глава содержит 8 статьей (14.1-14.8), определяющие разные формы недобросовестной конкуренции.

Обращения хозяйствующих субъектов в антимонопольный орган свидетельствуют о том, что на сегодняшний день самой распространенной в практике Краснодарского УФАС России формой недобросовестной конкуренции является запрет на защиту исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, т.е. запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения.

В 1 квартале 2019 г. наибольшее количество заявлений поступило в Краснодарское УФАС России именно по признакам нарушения ст. 14.6 Закона о защите конкуренции, выразившегося в совершении хозяйствующим субъектом действий (бездействий) способных вызвать смешение с деятельностью субъекта-конкурента либо с товарами и услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом в гражданский оборот на территории РФ.

Прежде чем озвучить конкретные примеры практики управления по недобросовестной конкуренции необходимо в двух словах напомнить о самом понятии НДК и ее признаках. При подаче заявления в антимонопольный орган, очень часто лицо довольно широко трактует понятие НДК, не учитывая тех требований, которые содержит Закон.

В целях недопущения чрезмерно широкого толкования и применения положений Закона о защите конкуренции, позволяющих относить к актам НДК любые нарушения законодательства, целесообразно установление и детальное обоснования наличия в действиях нарушителя всех признаков НДК.

При рассмотрении заявления хозяйствующего субъекта, а в дальнейшем дела, возбужденного по признакам нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган должен установить все признаки, установленные Законом для признания действий лица недобросовестной конкуренцией.

В соответствии п. 9 ст. 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

П. 5 ст. 4 хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Практика Краснодарского УФАС России показывает, что сегодня самой актуальной формой НДК является запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения.

Запрет на данную форму НДК установлен статьей 14.6 Закона о защите конкуренции. А именно: не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации.

 

Статья 14.6 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения.

Не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе:

1) незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая размещение в доменном имени и при других способах адресации;

2) копирование или имитация внешнего вида товара, вводимого в гражданский оборот хозяйствующим субъектом-конкурентом, упаковки такого товара, его этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом (в совокупности фирменной одежды, оформления торгового зала, витрины) или иных элементов, индивидуализирующих хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товар.

 

Данная форма НДК связана непосредственно с товаром – его внешним видом, дизайном упаковки.

Квалификация нарушения по п. 1 или п. 2 ст. 14.6 зависит от того, охраняемым (по ст. 1225 ГК РФ) или нет является результата интеллектуальной деятельности, который использует нарушитель при введении в оборот того или иного материального носителя (товар, продукт, упаковка, этикетка и пр.)

Пункт 1 статьи 14.6 Закона содержит описание видов НДК, связанных с незаконным использованием средств индивидуализации хозяйствующего субъекта-конкурента: обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая размещение в доменном имени и при других способах адресации.

Действующее законодательство выделяет 2 группы средств индивидуализации: 1) это средства индивидуализации продукции: ТЗ и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товара; 2) средства индивидуализации юридического лица: фирменные наименования, коммерческие обозначения.

 

Запрет на данную форму НДК установленный статьей 14.6 Закона направлен на защиту интеллектуальных прав, или исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 1225 ГК РФ результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:1) произведения науки, литературы и искусства; 2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); 3) базы данных; 4) исполнения; 5) фонограммы; 6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); 7) изобретения; 8) полезные модели; 9) промышленные образцы; 10) селекционные достижения; 11) топологии интегральных микросхем; 12) секреты производства (ноу-хау); 13) фирменные наименования; 14) товарные знаки и знаки обслуживания; 15) наименования мест происхождения товаров; 16) коммерческие обозначения (охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации).

Сущность исключительного права заключается в праве его владельца пользоваться и распоряжаться соответствующим объектом – результатом интеллектуальной деятельности и корреспондирующей обязанности остальных лиц воздерживаться от его несанкционированного использования, в том случае если санкция необходима.

Наличие исключительного права само по себе является ценным активом, использование которого различными способами предоставляет правообладателю ряд преимуществ.

Нарушение такого рода исключительных прав представляет собой пример паразитической конкуренции.

Так называемая паразитическая конкуренция, то есть действия, связанные с незаконным (без разрешения правообладателя) использованием РИД, позволяющие производить продукцию с использованием охраняемых технологий без уплаты лицензионных сборов, а также действия, влекущие смешение на товарном рынке в результате использования при производстве товаров средств индивидуализации иных хозяйствующих субъектов, средств индивидуализации их продукции, работ, услуг таким образом, что покупательский спрос перераспределяется в пользу продукции нарушителя.

Не затрачивая собственных средств на разработку нового изделия/продукта, ответчик пользуется плодами деятельности другого лица. Поэтому основное преимущество, получаемое в данном случае, заключается в снижении издержек на разработку аналогичного товара либо «бренда». В свою очередь, это дает возможность продавать товар по более низкой цене и привлекать к себе потребителей. Кроме того, ответчик получает преимущества перед добросовестными конкурентами, воздерживающимися от нарушения чужих исключительных прав (а также тех, кто на законных основаниях использует результат интеллектуальной деятельности правообладателя).

В большинстве случае суть нарушения исключительного права на средство индивидуализации заключается в реализации своего товара под видом товара конкурента. Как правило эти действия сопровождаются введением потребителей в заблуждение относительно качества и потребительских свойств товара, поскольку поддельная продукция редко соответствует оригинальной по качеству.

То есть запрет на НДК, предусмотренный ст. 14.6 Закона направлен на защиту прав добросовестного правообладателя.

Продажа товара с незаконным использованием охраняемых РИД (ТЗ, ЗО, ФН, КО) не охватывает всех случаев, когда действия хоз. субъекта способны вызвать смешение. Индивидуализировать продукцию могут как конкретные обозначения, не зарегистрированные в качестве ТЗ, так и общий внешний вид, элементы оформления упаковки и иные средства. При смешении продукция хозяйствующего субъекта по тем или иным параметрам настолько напоминает продукцию конкурента, что потребитель способен принять его товар за товар конкурента.

Пунктом 2 ст. 14.6 Закона установлен запрет на НДК путем копирования или имитации внешнего вида товара, вводимого в гражданский оборот хозяйствующим субъектом-конкурентом, упаковки такого товара, его этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом (в совокупности фирменной одежды, оформления торгового зала, витрины) или иных элементов, индивидуализирующих хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товар.

В данном случае НДК возможна только при использовании таких обозначений, на основании восприятия которых потребитель идентифицирует товар как принадлежащий определенному производителю или продавцу. Объектами, несанкционированное использование которых способно вызвать смешение, могут быть только те, которые способны нести функцию индивидуализации: обладают различительной способностью либо приобрели ее в силу использования. Если форма товара связана в сознании потребителя с определенным производителем, несанкционированное ее использование может привести к смешению. Не может привести к смешению общепринятое цветовое сочетание товара (шоколадное мороженное - коричневое), вид товара (батон хлеба, прямоугольная пачка масла).

 

Также хотелось бы отметить следующие наиболее интересные дела, рассмотренные управлением в 1-ом квартале 2019 года.

 

Пример предупрежденияВ Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступило заявление прокуратуры Брюховецкого района Краснодарского края о признаках недобросовестной конкуренции в действиях индивидуального предпринимателя Б., выразившейся в осуществлении действий по заключению договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на территории, занимаемой МРЭО ГИБДД по обслуживанию Каневского, Брюховецкого и Ленинградского районов ГУ МВД России по Краснодарскому краю и ОГИБДД ОМВД России по Брюховецкому району.

По мнению прокуратуры, действия ИП  Б. содержат признаки недобросовестной конкуренции, поскольку организация продажи полисов ОСАГО на территории, занимаемой ГИБДД, создает для субъекта страхового дела преимущества при осуществлении страхования перед иными субъектами-конкурентами, поскольку дает возможность привлечь наибольшее количество страхователей.

В качестве доказательств оказания ИП Б. услуг по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств по адресу: Краснодарский край, ст. Брюховецкая, ул. Привокзальная, д. * прокуратурой представлены копии письма  МРЭО ГИБДД по обслуживанию Каневского, Брюховецкого и Ленинградского районов ГУ МВД России по Краснодарскому краю, договора выполнения работ, доверенности,  субагентского договора,  договора аренды нежилого помещения, заявления о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств  и т.д.

В целях установления обстоятельств, позволяющих антимонопольному органу сделать вывод о наличии или об отсутствии признаков недобросовестной конкуренции в действиях ИП Б.  при оказании услуг по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, Краснодарским УФАС России были запрошены необходимые документы и сведения. 

Изучив представленные документы и материалы, Краснодарское УФАС России установило следующее.

Согласно выписке из ЕГРИП ИП Б. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 03.04.2006г. В качестве дополнительного вида деятельности осуществляет деятельность страховых агентов и брокеров (ОКВЭД 66.22).

Прокуратурой Брюховецкого района Краснодарского района была проведена проверка исполнения законодательства о страховом деле. В ходе проверки установлено, что ИП  Б. предоставляет услуги по оформлению документов при заключении договоров ОСАГО, в том числе заполнения бланков договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заявлений о заключении соответствующих договоров. Указанная деятельность осуществляется ИП  Б. в помещении по адресу: Краснодарский край, ст. Брюховецкая, ул. Привокзальная, *, которое предоставлено предпринимателю во временное пользование Брюховецким районным отделением Краснодарского регионального отделения общественной организации  на основании договора аренды нежилого помещения.

     Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 15.04.2010г., нежилое помещение: 1 этаж административного здания с подвальным помещением назначение: административное, площадью 335,6кв.м. по адресу: Краснодарский край, ст. Брюховецкая, ул. Привокзальная, *, принадлежит на праве оперативного управления Государственному учреждению Управлению государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУВД Краснодарского края.

Согласно письму заместителя начальника МРЭО ГИБДД по обслуживанию Каневского, Брюховецкого и Ленинградского районов ГУ МВД России по Краснодарскому краю административное здание по адресу: Краснодарский край, ст. Брюховецкая, ул. Привокзальная, * находится в долевой собственности: 1 этаж здания принадлежит ГУ МВД России по Краснодарскому краю, 2 этаж здания принадлежит РО КРО ВОА Брюховецкого района. На 1 этаже находится МРЭО ГИБДД по обслуживанию Каневского, Брюховецкого и Ленинградского районов ГУ МВД России по Краснодарскому краю и ОГИБДД ОМВД России по Брюховецкому району, на 2 этаже осуществляет деятельность РО КРО ВОА Брюховецкого района и ИП. По сведениям МРЭО ГИБДД ИП  оказывает услуги по автострахованию.

По запросу Краснодарского УФАС России ИП Б.  были представлены письменные пояснения и запрашиваемые документы, из которых следует, что ИП Б.  арендует помещение на 2 этаже в здании по адресу: Краснодарский край, ст. Брюховецкая, ул. Привокзальная, * в соответствии с договором аренды.  

Всего за период с августа по октябрь 2018 года ИП Б.  оформлен 61 страховой полис ОСАГО.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 25.042.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» организация заключения договоров обязательного страхования и размещение рекламы услуг конкретных страховщиков по обязательному страхованию в помещениях и на территориях, занимаемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, запрещаются.

В соответствии со статьей 10.bis [Недобросовестная конкуренция] Конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883г. (2) актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

В соответствии с п. 9 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Согласно ст. 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 Федерального закона «О защите конкуренции».

Краснодарским УФАС России установлено, что ИП Б.  в нарушение п. 1 ст. 22 Федерального закона от 25.042.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» осуществляет деятельность по заключению договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на территории, занимаемой МРЭО ГИБДД по обслуживанию Каневского, Брюховецкого и Ленинградского районов ГУ МВД России по Краснодарскому краю и ОГИБДД ОМВД России по Брюховецкому району по адресу: Краснодарский край, ст. Брюховецкая, ул. Привокзальная, д. *.

ИП Б., осуществляя деятельность по заключению договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на территории, занимаемой МРЭО ГИБДД по обслуживанию Каневского, Брюховецкого и Ленинградского районов ГУ МВД России по Краснодарскому краю и ОГИБДД ОМВД России по Брюховецкому району по адресу: Краснодарский край, ст. Брюховецкая, ул. Привокзальная, д. *, получает необоснованные преимущества на рынке страховых услуг при оформление полисов ОСАГО, по отношению к иным хозяйствующим субъектам-конкурентам, которые осуществляют аналогичную страховую деятельность на рынке, соблюдая требования действующего законодательства и заключается в привлечении наибольшего количества страхователей. Указанные действия способны причинить убытки хозяйствующим субъектам-конкурентам, действующим на одном товарном рынке по оказанию услуг страхования.

     Таким образом, действия ИП Б., выразившиеся в оказании услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (оформление полисов ОСАГО) на территории занимаемой МРЭО ГИБДД по обслуживанию Каневского, Брюховецкого и Ленинградского районов ГУ МВД России по Краснодарскому краю и ОГИБДД ОМВД России по Брюховецкому району по адресу: Краснодарский край, ст. Брюховецкая, ул. Привокзальная, д. ** в период август-октябрь 2018 года, являются недобросовестной конкуренцией, и противоречат требованиям статьи 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии с ч. 1 ст. 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В связи с наличием в действиях ИП Б., выразившихся в оказании услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (оформление полисов ОСАГО) на территории занимаемой МРЭО ГИБДД по обслуживанию Каневского, Брюховецкого и Ленинградского районов ГУ МВД России по Краснодарскому краю и ОГИБДД ОМВД России по Брюховецкому району по адресу: Краснодарский край, ст. Брюховецкая, ул. Привокзальная, д. *, в том числе, в период август-октябрь 2018 года, признаков нарушения ст. 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции», Краснодарское УФАС России выдало ИП Б. предупреждение о необходимости прекращения указанных действий путем прекращения оказания услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (оформление полисов ОСАГО) на территории занимаемой МРЭО ГИБДД по обслуживанию Каневского, Брюховецкого и Ленинградского районов ГУ МВД России по Краснодарскому краю и ОГИБДД ОМВД России по Брюховецкому району по адресу: Краснодарский край, ст. Брюховецкая, ул. Привокзальная, д. *, в срок до 20 марта 2019 года.

Однако ИП Б. не исполнил в установленный срок указанное предупреждение, в связи с чем, Краснодарским УФАС России было возбуждено дело № 120/2019 (находится в стадии рассмотрения). 

Пример дела. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступило заявление ООО «Агенство интеллектуальной собственности» о признаках нарушения антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции при использовании ООО «ЭНВИ» информации, распространенной на баннере на фасаде бара «Nebar», расположенного по адресу: 354000, г. Сочи, Ривьерский переулок, **, содержания: «nebar. FIFA WORLD CUP. RUSSIA 2018, e SOCHI. БОЛЕЛЬЩИКИ НА ОСОБОМ ПОЛОЖЕНИИ! Ривьерский, **…», в которой используются обозначения, сходные до степени смешения с  международным товарным знаком «FIFA WORLD CUP» по свидетельству № 613159 от 27.10.1993г., а также с товарным знаком «RUSSIA 2018» по свидетельству № 471195 от 20.09.2012г. Правообладателем указанных товарных знаков является Федерасьон Интернасьональ де Футбол Ассосиасьон (ФИФА). Кроме того, указанная информация направлена на формирование у потребителя представления о FIFA и проводимых FIFA мероприятиях, а также на создание ложного представления о причастности ООО «ЭНВИ» к мероприятиям FIFA 2018.

В виду указанных обстоятельств, Краснодарским УФАС России было возбуждено дело № 266/2018 по признакам нарушения ООО «ЭНВИ» п.1 ст. 14.6, ст. 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела 266/2018 Краснодарским УФАС России установлено следующее.

ООО «АИС» является представителем ФИФА с правом самостоятельно совершать от имени ФИФА действия по защите интеллектуальной собственности ФИФА на территории Российской Федерации.

Из заявления ООО «АИС» следует, что ООО «ЭНВИ» распространяет на баннере на фасаде бара «Nebar», расположенного по адресу: 354000, г. Сочи, Ривьерский переулок, д.** информацию содержания: «nebar. FIFA WORLD CUP. RUSSIA 2018, e SOCHI. БОЛЕЛЬЩИКИ НА ОСОБОМ ПОЛОЖЕНИИ! Ривьерский, **…», которая, по мнению заявителя, направлена на формирование у потребителя представления о FIFA и проводимых FIFA мероприятиях, а также на создание ложного представления о причастности ООО «ЭНВИ» к мероприятиям FIFA 2018, а также в указанной информации используются обозначения, сходные до степени смешения с международным товарным знаком «FIFA WORLD CUP» по свидетельству № 613159 от 27.10.1993г., а также с товарным знаком «RUSSIA 2018» по свидетельству № 471195 от 20.09.2012г, правообладателем которых является Федерасьон Интернасьональ де Футбол Ассосиасьон (ФИФА).

Согласно ч.1 ст.17 Федерального закона «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» FIFA принадлежат имущественные права, связанные с осуществлением мероприятий, включая права на использование символики спортивных соревнований, права на осуществление контроля за доступом к местам осуществления мероприятий, права на реализацию входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, права определения коммерческих партнеров FIFA и контрагентов FIFA, права на размещение рекламы, продажу и иное распространение товаров, выполнение работ, оказание услуг в местах осуществления мероприятий, права на определение производителей спортивной экипировки, спортивного оборудования и инвентаря, используемых при осуществлении мероприятий, права на освещение мероприятий посредством трансляции изображения и (или) звука любыми способами и (или) с помощью любых технологий, права демонстрировать мероприятия в общественных местах с использованием аудио-, видеозаписи и (или) фотосъемки мероприятий.

Согласно ч.2 ст.17 Федерального закона «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» FIFA вправе использовать имущественные права, указанные в части 1 настоящей статьи, в любой форме и любым способом. Использование указанных имущественных прав третьими лицами допускается при условии заключения соответствующего договора с FIFA или с уполномоченными организациями FIFA. Использование третьими лицами символики спортивных соревнований осуществляется в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.

Согласно ч.1 ст. 19 Федерального закона «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, включая обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в том числе без ограничений в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, в составе доменных имен и иным способом), если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к FIFA или мероприятиям, об одобрении FIFA и (или) Оргкомитетом "Россия-2018" товаров, работ, услуг и (или) указывает каким-либо образом на связь указанных лиц и (или) товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями, допускается только при условии заключения соответствующего договора с FIFA или уполномоченными организациями FIFA, подлежащего в установленных федеральным законом случаях государственной регистрации. Использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, которая является объектом интеллектуальной собственности и на которую FIFA обладает исключительными правами, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

На официальном сайте ООО «АИС» - представителя FIFA на территории Российской Федерации http://ais-agency.ru в открытом доступе размещен, в том числе, список партнеров/спонсоров, среди которых ООО «ЭНВИ» не указано.

Кроме того, из заявления ООО «АИС» следует, что FIFA не заключала с ООО «ЭНВИ» договоров, дающих право ассоциировать себя с Чемпионатом мира FIFA 2018 года, в том числе путем размещения рекламных баннеров.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 части 1 статьи 20 Федерального закона «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» признаются недобросовестной конкуренцией и влекут за собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации продажа, обмен или иное введение в оборот товаров либо выполнение работ, оказание услуг, если при этом незаконно использовались символика спортивных соревнований и обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с символикой спортивных соревнований, либо измененная символика спортивных соревнований; осуществление любых видов маркетинга (в том числе деятельности по реализации и (или) продвижению товаров, работ, услуг), призванных сформировать у потребителя представление о FIFA и (или) мероприятиях посредством использования символики спортивных соревнований и иным образом, без разрешения FIFA; введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления о причастности производителя товара и (или) рекламодателя к FIFA или мероприятиям в качестве спонсора, партнера, помощника, соорганизатора, агента, лицензиата, официального поставщика товаров, работ, услуг либо в любом ином качестве.

Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года с нарушением требований настоящей статьи признается незаконным и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.

Согласно ч.1 ст. 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.

Согласно ч.3 ст. 1484 ГК РФ никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Согласно Конвенции по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20.03.1883, ред. от 02.10.1979) актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

В частности, подлежат запрету:

1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.

Согласно п. 9 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Согласно п.1 ст.14.6 Федерального закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая размещение в доменном имени и при других способах адресации.

В части квалификации акта недобросовестной конкуренции по п.1 ст.14.6 Краснодарское УФАС России исходит из того, что в информации, распространенной ООО «ЭНВИ» на баннере на фасаде бара «Nebar», расположенного по адресу: 354000, г. Сочи, Ривьерский переулок, д.**, содержания: «nebar. FIFA WORLD CUP. RUSSIA 2018, e SOCHI. БОЛЕЛЬЩИКИ НА ОСОБОМ ПОЛОЖЕНИИ! Ривьерский, **…», используются обозначения, сходные до степени смешения с  международным товарным знаком «FIFA WORLD CUP» по свидетельству № 613159 от 27.10.1993г., а также с товарным знаком «RUSSIA 2018» по свидетельству № 471195 от 20.09.2012г., правообладателем которых является ФИФА.

В соответствии со ст. 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции» не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 настоящего Федерального закона.

Общая оценка содержания и изображений, использованных в маркетинговых мероприятиях, совпадение сроков размещения/проведения с мероприятиями FIFA, наличие ассоциативной связи с городами проведения мероприятий, в совокупности с изображением футбольной тематики (в том числе без использования обозначений, зарегистрированных в качестве товарных знаков), информацией о времени выхода в эфир и местах проведения соответствующих телевизионных трансляций в совокупности может привести к формированию у потребителя представления о FIFA и проводимых FIFA мероприятий, а также создать ложное представление о причастности продавца/рекламодателя к мероприятиям FIFA 2018, что в силу прямого указания Федерального закона «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» признается недобросовестной конкуренцией.

В части квалификации акта недобросовестной конкуренции по ст.14.8 Федерального закона «О защите конкуренции» Краснодарское УФАС России исходит из того, что информация содержания: «nebar. FIFA WORLD CUP. RUSSIA 2018, e SOCHI. БОЛЕЛЬЩИКИ НА ОСОБОМ ПОЛОЖЕНИИ! Ривьерский, **…» направлена на формирование у потребителя представления о FIFA и проводимых FIFA мероприятиях, а также на создание ложного представления о причастности ООО «ЭНВИ» к мероприятиям FIFA 2018.

В соответствии с п.5 ст.4 Федерального закона «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

ООО «ЭНВИ» обладает всеми признаками, установленными п.5 ст.4 Федерального закона «О защите конкуренции», а, следовательно, является хозяйствующим субъектом.

При этом, непосредственно Международная Федерация футбольных ассоциаций (FIFA) предпринимательскую деятельность с использованием средств индивидуализации, правообладателем которых она является, не осуществляет и, таким образом, не может рассматриваться как хозяйствующий субъект, однако использование каким-либо хозяйствующим субъектом обозначения, сходного до степени смешения либо идентичного широко известному товарному знаку, связанному с популярным среди потребителей мероприятием или событием (в том числе крупнейшими спортивными мероприятиями, к которым относятся мероприятия FIFA) либо иных способов, создающих ассоциации о причастности нарушителя к деятельности и мероприятиям FIFA, может обеспечить получение необоснованного преимущества в предпринимательской деятельности за счет повышенного интереса потребителей к соответствующим мероприятиям и товарам (услугам), к ним относящимся.

Действия таких лиц по использованию спорных обозначений предоставляют указанным хозяйствующим субъектам ничем не обоснованные преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности в первую очередь перед хозяйствующими субъектами – участниками того же рынка, которые во исполнение нормативных требований воздерживаются от использования подобных обозначений и иных ассоциаций без правовых оснований. При этом действия нарушителя вводят потребителя в заблуждение, создавая впечатление о причастности изготовителя или продавца товара к соответствующим мероприятиям, что, в свою очередь, влечет перераспределение потребительского спроса к продукции нарушителя и не может не сказаться на доходах хозяйствующих субъектов – конкурентов.

По результатам рассмотрения дела принято решение о признании в действиях ООО «ЭНВИ» нарушения антимонопольного законодательства, предписание не выдавалось.

В соответствии с ч. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1-14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Ранее ООО «Энви» было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 14.33 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 тыс. рублей.

В соответствии с ч. 3 ст. 2.1.КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

На момент совершения вышеуказанного правонарушения гр. П. являлся управляющим ООО «ЭНВИ».

Согласно абз. 1 ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Таким образом, управляющий ООО «ЭНВИ» П.  должен действовать в интересах Общества добросовестно и разумно, в том числе при осуществлении действий, связанных с использованием  международного товарного знака «FIFA WORLD CUP» по свидетельству № 613159 от 27.10.1993г., а также  товарного знака «RUSSIA 2018» по свидетельству № 471195 от 20.09.2012г., правообладателем которых является Федерасьон Интернасьональ де Футбол Ассосиасьон (ФИФА).

Следовательно, нарушение ст.14.6, 14.8  Федерального закона «О защите конкуренции» произошло по вине управляющего ООО «ЭНВИ» П.  вследствие ненадлежащего исполнения им своих служебных обязанностей.

Согласно части 1 статьи 14.33 КоАП РФ недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 КоАП РФ и частью 2 ст. 14.33 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

     Таким образом, действия должностного лица – управляющего ООО «ЭНВИ»,  выразившегося в распространении информации на баннере на фасаде бара «Nebar», расположенного по адресу: 354000, г. Сочи, Ривьерский переулок, д.**, содержания: «nebar. FIFA WORLD CUP. RUSSIA 2018, e SOCHI. БОЛЕЛЬЩИКИ НА ОСОБОМ ПОЛОЖЕНИИ! Ривьерский, **…», в которой используются обозначения, сходные до степени смешения с  международным товарным знаком «FIFA WORLD CUP» по свидетельству № 613159 от 27.10.1993г., а также с товарным знаком «RUSSIA 2018» по свидетельству № 471195 от 20.09.2012г., правообладателем которых является Федерасьон Интернасьональ де Футбол Ассосиасьон (ФИФА), которая направлена на формирование у потребителя представления о FIFA и проводимых FIFA мероприятиях, а также на создание ложного представления о причастности ООО «ЭНВИ» к мероприятиям FIFA 2018, нарушают ч. 1 ст.14.6, ст. 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции» и образуют состав административного правонарушения по ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения указанного дела должностное лицо ООО «Энви» было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 12 тыс. рублей.

 

Наверх