Доступность подключения к газораспределительным сетям объектов капитального строительства на территории МО г. Краснодар
04 декабря 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

Обеспечение потребителей природным газом является деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, поэтому, в соответствии с действующим законодательством техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (далее – ВДГО) является обязательным условием его безопасной эксплуатации.

Ранее, до 2006 года, расходы на содержание и ремонт ВДГО учитывались в составе розничной цены на природный газ.

С 2006 года, в соответствии с законодательством, принятом на федеральном уровне, затраты на содержание и ремонт ВДГО не включаются в структуру розничных цен на газ.

Стоимость работ (услуг) по содержанию и ремонту внутридомового газового оборудования, определяется на договорной основе, цены на данные виды услуг устанавливаются по согласованию потребителя и исполнителя.

В 2013 году постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 были утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее – Правила).

Правилами предусмотрено обязательное выполнение работ по техническому обслуживанию ВДГО не реже 1 раза в год с учётом минимального перечня выполняемых работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, предусмотренного приложением к Правилам.

В соответствии с пунктом 6 Правил, работы по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО выполняются специализированной организацией на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключённого между заказчиком и исполнителем.

Пунктом 40 Правил установлено, что цена договора на техническое обслуживание ВДГО определяется специализированной организацией на основании тарифов на выполнение работ, рассчитываемых в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми на федеральном уровне.

Методические рекомендаций о правилах расчёта стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования были утверждены приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 269-э/8 (далее – Методические рекомендации).

В связи с вступлением в силу вышеуказанных Правил и Методических рекомендаций, установленный РЭК – департаментом Прейскурант рекомендуемых максимальных цен на услуги по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования был отменен.

Далее сообщаем, что для целей Правил  понятие «специализированная организация» означает - организация, осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в том числе газораспределительная организация, соответствующая требованиям, установленным разделом IX Правил, направившая в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) уведомление о начале осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с пунктом 40 части 2 статьи 8 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Таким образом, положения Правил предполагают, что техническое обслуживание ВДГО могут осуществлять не только газораспределительные организации, а также любые другие организации, выполнившие требования Правил.

В связи с чем, Правилами предусмотрена организация конкурентной среды на рынке технического обслуживания ВДГО.

Для создания конкуренции на рынке обслуживания ВДГО, обеспечивающую соперничество хозяйствующих субъектов и позволяющую достичь баланс интересов потребителей и исполнителей, в том числе определить размер реальных рыночных цен, с учётом ряда факторов (обязательное наличие соглашения с газораспределительной организацией об аварийно-диспетчерском обеспечении, отсутствие взаимодействия между специализированной   организацией и поставщиком газа и др.) в настоящее время не удалось.

В 2019 году УФАС России по Краснодарскому в адрес                     РЭК – департамента неоднократно направлялись материалы по обоснованию применяемых газораспределительными организациями края цен для анализа и представления заключений. По результатам рассмотрения вышеуказанных материалов было установлено, что цены на техническое обслуживание ВДГО, определённые специализированными организациями на основании Методических рекомендаций от 2 до 8 раз превышают действующие в настоящее время цены, применяемые специализированными организациями края, что позволяет последним бесконтрольно осуществлять их увеличение.

 

При этом АО «Газпром газораспределение Краснодар» имеет обособленные подразделения, которые осуществляют работы по прочим видам деятельности на территории Краснодарского края в 41 муниципальном образований. На сегодняшний день цены на техническое обслуживание ВДГО в разрезе филиалов АО «Газпром газораспределение Краснодар» в прейскурантах цен определены на различных уровнях (таблица 2):

 

Таким образом, на территории края, даже филиалами АО «ГГК», при оказании услуг по техническому обслуживанию ВДГО применяются различные розничные цены, порой различающиеся более чем в 10 раз.

Следует обратить внимание на то, что Правилами предусмотрено обязательное выполнение работ по техническому обслуживанию ВДГО не реже 1 раза в год с учётом минимального перечня выполняемых работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, предусмотренного приложением к Правилам.

Причиной значительного отличия действующих цен на техническое обслуживание ВДГО, от рассчитанных цен в соответствии с Методическими рекомендациями, является состав работ и нормы времени, предусмотренные Методическими рекомендациями.

Так, Методическими рекомендациями предусмотрен состав работ, значительно превышающий минимальный перечень работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО, утверждённый Правилами.

Таким образом, на сегодняшний день, нормы времени, установленные в Методических рекомендациях, не обеспечивают возможность определения реальной стоимости услуг по техническому обслуживанию ВДГО по минимальному перечню выполняемых работ по техническому обслуживанию, предусмотренному Правилами.

В силу положений Правил, на граждан, использующих бытовое газоиспользующее оборудование возложена обязанность по заключению договора на техническое обслуживание ВДГО.

При этом пунктом 45 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549, установлено, что поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента, в том числе, в случае отсутствия у абонента договора о техническом обслуживании и ремонте ВДГО, заключённого со специализированной организацией.

 

Таким образом, на сегодняшний день Методические рекомендации не обеспечивают возможность определения реальной стоимости услуг по техническому обслуживанию ВДГО, так как их положения носят рекомендательный характер и позволяют специализированным организациям самостоятельно и бесконтрольно устанавливать стоимость данных услуг.

С учётом вышеизложенного, для стабилизации сложившейся ситуации в сфере технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования предлагаем Краснодарским УФАС России поставлен вопрос о внесении изменений в Методические рекомендации в части включения в состав перечня выполняемых работ по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО минимального перечня работ, предусмотренного Правилами содержания ВДГО.

 

 

 

 

Наверх