Доклад по правоприменительной практике Краснодарского УФАС России за 2 квартал 2018 года
06 августа 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

За 2 квартал 2018 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю рассмотрено  17 (2 кв. 2017 – 37) дел о нарушении антимонопольного законодательства и выдано  4 (2 кв. 2017 – 2) предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Во 2-ом квартале 2018 года в соответствии со ст.39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» управлением выдано  6 предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (по п.8 ч.1 ст.10, ст. 14.8, ч.1 ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции») .

В соответствии со статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» управлением в отчетном периоде рассмотрено 77 (2кв. 2017- 170)  жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,  выдано 11 (2 квартал 2017-22)   предписаний о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов.

       В отчетном периоде управлением рассмотрено 49 (2 кв. 2017 – 38) дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. По результатам рассмотрения дел выдано 21 (2 кв. 2017 – 24) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Кроме того, в отчетном периоде Краснодарским УФАС России в органы прокуратуры переданы материалы по 4 фактам установки рекламных конструкций без разрешения органа местного самоуправления для возбуждения административного дела по ст.14.37 КоАП РФ.

 С 3 июня 2018 года вступили в силу  изменения в статью 5 Федерального закона «О рекламе», а именно: Федеральным законом от 03.04.2018г. № 61-ФЗ статья 5 Федерального закона «О рекламе» дополнена частью 10.3, в соответствии с которой  не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов. Положения настоящей части  не распространяется на социальную рекламу и справочно-информационные сведения. Данный Федеральный закон направлен на обеспечение защиты прав граждан при получении информации об оплате коммунальных услуг.

При осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о контрактной системе заказчиком, уполномоченным органом, конкурсной, аукционной или котировочной комиссией Краснодарским УФАС России  за    2 квартал 2018г. рассмотрено 879 (2 кв. 2017 – 1135) жалоб участников закупок,  выдано 168 (2 кв. 2017 – 325) предписаний. 

В отчетном периоде Краснодарским УФАС России вынесены   постановления о наложении штрафа на общую сумму 22 204 тыс. рублей  (взыскано  14 868   тыс. рублей, в том числе с прошлого периода).

В период проведения  чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года Краснодарским УФАС России в рамках полномочий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства по фактам незаконного использования обозначений, сходных до степени смешения с товарными знаками, правообладателем которых является ФИФА, а также создания ложного представления о причастности лиц к мероприятиям ФИФА было рассмотрено 6 заявлений  по признакам нарушения антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции, по результатам рассмотрения которых было возбуждено 5 дел о нарушении п.1ст. 14.6, ст.14.8 Федерального закона «О защите конкуренции» и принято 1 решение  об отказе в возбуждении дела в связи с отсутствием признаков недобросовестной конкуренции. По результатам рассмотрения 5 дел управлением принято 5 решений о признании фактов нарушений антимонопольного законодательства и выдано 3 предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства (исполнены). По всем пяти фактам нарушений возбуждается производство по ч.1 ст.14.33 КоАП РФ как в отношении юридических, так и в отношении должностных лиц.

 

Примеры  дел, рассмотренных Краснодарским УФАС России в отчетном периоде.

Пример 1.  Краснодарское УФАС России по результатам рассмотрения обращения МУП совхоз «Прогресс» возбуждено дело №307/2017 от 18.07.2017 в отношении АО «НЭСК»  по признакам  нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов МУП совхоз «Прогресс» путем введения режима ограничения потребления электрической энергии на Объекты МУП совхоз «Прогресс», посредством которых осуществляется энергоснабжение объектов централизованного водоснабжения и водоотведения, в нарушение требований  Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее  Правила ограничения № 442).

В ходе рассмотрения дела №307/2017 установлено следующее.

Между АО «НЭСК» (далее Гарантирующий поставщик)  и МУП совхоз «Прогресс» (далее   Потребитель) заключен договор энергоснабжения от 30.05.2008 № 10154 (далее - Договор) в отношении точек поставки, указанных в Договоре.

По состоянию на 04.04.2017 у МУП совхоз «Прогресс» перед АО «НЭСК» в рамках заключенного договора энергоснабжения образовалась задолженность в размере 10 185 363,76 руб.  за период с 01.01.2016 по 28.02.2017.

В связи с чем, АО «НЭСК» в адрес МУП совхоз «Прогресс» посредством почтовой связи направило уведомление от 04.04.2017 № 1452 об ограничении режима потребления электрической энергии, из  которого следует, что  в случае неоплаты задолженности и аванса в срок до 19.04.2017,  АО «НЭСК»  с 20.04.2017 будет  введено полное ограничение режима электропотребления на следующих объектах: ТП 1079, ТП 780П, ТП-1277П (далее - Объекты).

11.04.2017 АО «НЭСК» в адрес АО «НЭСК-электросети» (Сетевая организация) направлены уведомления - заявки № 17960/О, 17965/О, 17963/О на введение с 20.04.2017 полного ограничения режима потребления электрической энергии на  Объекты МУП совхоз «Прогресс».

Согласно Актам о введении ограничения режима электропотребления от 20.04.2017, АО «НЭСК-электросети» в указанную в уведомлениях - заявках дату ввело полное ограничения режима электропотребления на Объектах, что повлекло к полному  прекращению функционирования  объектов водоснабжения и водоотведения МУП совхоз «Прогресс».

В пункте 18 Правил ограничения № 442 предусмотрено, что в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно Приложению, частичное ограничение режима потребления вводится не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается. К числу таких потребителей согласно перечню Приложения относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов водоснабжения и водоотведения.

В свою очередь письмом от 14.04.2017 МУП совхоз «Прогресс» уведомило  АО «НЭСК» о том, что Заявитель осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению на территории п. Прогресс г. Краснодара  и указало, что введение полного ограничения режима потребления в отношении МУП совхоз «Прогресс» приведет к нарушению законных прав и интересов управляющих компаний ООО «ГУК-Краснодар», ООО «ТК Сервис», дошкольного образовательного учреждения, населения поселка Прогресс г. Краснодара   в части получения  услуг водоснабжения и водоотведения.

АО «НЭСК» также не учтены указанные обстоятельства при введении ограничения.

В свою очередь, Комиссией также установлено, что к объектам – ТП-1079, ТП-780П, ТП-1277П  технологически присоединены энергопринимающие устройства иных потребителей, с которыми АО «НЭСК» имеет  индивидуальные договоры энергоснабжения, в связи с чем  при введении режима ограничения на Объекты МУП совхоз «Прогресс»  также произошло отключение энергопринимающих устройств потребителей, надлежащим образом оплачивающих услуги энергоснабжения Гарантирующему поставщику.

Согласно п. 8 Правил ограничения № 442 ограничение режима потребления, кроме вводимого в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпунктах "г" и "з" пункта 2 настоящих Правил, должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к тем же объектам электросетевого хозяйства соответствующей сетевой организации.

  В соответствии с п. 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производство товара, если на этот товар имеется спрос.

На основании вышеизложенного в действиях АО «НЭСК», ущемляющих интересы МУП совхоз «Прогресс», установлен факт нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в несоблюдении требований п. 8, 18 Правил  ограничения № 442, при введении режима ограничения потребления электрической энергии на Объекты МУП совхоз «Прогресс» - ТП-1079, ТП-780П, ТП-1277П, посредством которых  осуществляется энергоснабжение объектов централизованного водоснабжения и водоотведения, а также иных потребителей, надлежащим образом оплачивающих услуги энергоснабжения Гарантирующему поставщику.

Пример 2.     Общество обратилось с жалобой в Краснодарское УФАС России и указало, что Заказчиком, в нарушение постановления Правительства Российской Федерации № 102 были необоснованно допущены участники электронного аукциона.

Представитель уполномоченного органа с доводами жалобы не согласился. Действия Заказчика при проведении электронного аукциона не противоречат нормам действующего законодательства, заявки участников закупки соответствовали требования аукционной документации и нормам действующего законодательства.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Уполномоченным органом для нужд Заказчика в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения.

В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе).

В извещение о проведении электронного аукциона Заказчиком установлено:

Ограничения и запреты

1 Закупка у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций

Установлено: закупка осуществляется только у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций

2 Запрет на допуск товаров, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными статьей 14 Федерального закона № 44-ФЗ

Установлены в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 

Аналогичные требования установлены Заказчиком в аукционной документации.

В соответствии с информацией, размещенной в ЕИС, код ОКПД 2 проводимой закупки: 32.50.13.110.

Установленный Заказчиком код ОКПД 2 включен в перечень № 2 постановления Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Согласно п. 2.1.1 постановления Правительства № 102 установлено, что для целей осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень N 2, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень N 2, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее одной удовлетворяющей требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявки (окончательного предложения), которая одновременно:

содержит предложение о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень N 2;

подается организацией, включенной в реестр поставщиков указанных медицинских изделий, предусмотренный Правилами отбора организаций, реализующих в 2017 - 2024 годах комплексные проекты по расширению и (или) локализации производства медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, в целях осуществления конкретной закупки такой продукции для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2017 г. N 967 "Об особенностях осуществления закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Таким образом, если заявка участника закупки соответствует требованиям п. 2.1.1 постановления Правительства № 102, то Заказчику необходимо отклонить заявки иных участников закупки, не подпадающие под установленные постановлением критерии.

В соответствии с ч.1 ст.69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе. Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке (ч.2 ст.69 Закона о контрактной системе).

В протоколе подведения итогов электронного указан перечень участников закупок, а также определен победитель электронного аукциона.

Вместе с тем, в реестр поставщиков указанных медицинских изделий, предусмотренный Правилами отбора организаций, реализующих в 2017 - 2024 годах комплексные проекты по расширению и (или) локализации производства медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, в целях осуществления конкретной закупки такой продукции для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2017 г. N 967 "Об особенностях осуществления закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд" из заявок, отраженных в протоколе подведения итогов, включено Акционерное общество «Группа Компаний «МЕДПОЛИМЕРПРОМ».

Таким образом, исходя из требований Закона о контрактной системе, п. 2.1.1 постановления Правительства № 102, заявки участников закупки под номерами  1 и 3 должны быть отклонены, как несоответствующие требованиям документации.

Согласно ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в такомаукционе;

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного, действия Заказчика противоречат ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, п. 2.1.1 постановления Правительства № 102 и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.

Пример 3. В Краснодарское УФАС России поступило заявление ООО «АИС» о том, что ООО «Компания по девелопменту горнолыжного курорта «Роза Хутор» распространяет в помещениях отеля Radisson Hotel, Rosa Khutor и на прилегающих к отелю территориях информацию содержания: «БОЛЕЙТЕ ВМЕСТЕ С НАМИ! Приглашаем Вас провести незабываемые дни Чемпионата мира по футболу 2018 в Radisson Hotel, Rosa Khutor! Вас ждет специальное меню болельщика, сюрпризы от отеля, и, конечно, праздничная атмосфера! Игры ЧМ 2018 по футболу в Сочи: 15.06. Испания – Португалия… 30.06. 1/8 финала…», которая, по мнению заявителя, направлена на формирование у потребителя представления о FIFA и проводимых FIFA мероприятиях, а также на создание ложного представления о причастности ООО «Компания по девелопменту горнолыжного курорта «Роза Хутор» к мероприятиям FIFA 2018, а также в указанной информации используются обозначения, сходные до степени смешения с товарным знаком «ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ФУТБОЛУ FIFA» по свидетельству 1142845 от 20.02.2012 г., а также с товарным знаком «Чм2018» по свидетельству 600423 от 28.12.2016 г, правообладателем которых является ФИФА.

Согласно п.1 ст.14.6 Федерального закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая размещение в доменном имени и при других способах адресации.

В вышеуказанной информации, распространенной ООО «Компания по девелопменту горнолыжного курорта «Роза Хутор» как в помещениях отеля Radisson Hotel, Rosa Khutor, так и на прилегающих к отелю территориях использовались  обозначения, сходные до степени смешения с товарным знаком «ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ФУТБОЛУ FIFA» по свидетельству 1142845 от 20.02.2012 г., а также с товарным знаком «Чм2018» по свидетельству 600423 от 28.12.2016 г., правообладателем которых является ФИФА.

В соответствии со ст. 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции» не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7настоящего Федерального закона.

Вышеуказанная информация направлена на формирование у потребителя представления о FIFA и проводимых FIFA мероприятиях, а также на создание ложного представления о причастности ООО «Компания по девелопменту горнолыжного курорта «Роза Хутор» к мероприятиям FIFA 2018.

29.06.2018 г. Краснодарским УФС России принято решение о признании вышеуказанных действий ООО «Компания по девелопменту горнолыжного курорта «Роза Хутор» недобросовестной конкуренцией и выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации (исполнено).

 

 

О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618

 

      Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы (далее-Указ Президента Российской Федерации, Национальный план, соответственно). Национальным планом установлены четыре измеряемых ключевых показателя, которые должны быть достигнуты к 2020 году. В том числе:

- снижение количества «антимонопольных» нарушений органов власти не менее чем в два раза;

- увеличение доли госзакупок у малого бизнеса и СОНО в два раза;

- увеличение закупок госкомпаний у малых и средних предприятий до 18%;

- обеспечение присутствия во всех сферах экономики не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один их которых будет относиться к частному бизнесу.

Всем федеральным органам исполнительной власти, главам субъектов РФ, органам местного самоуправления предложено активизировать работу по содействию конкуренции.

В целях реализации положений Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 года № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», а также Перечня поручений Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 года № Пр-817ГС по итогам Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 5 апреля 2018 года, заместителем руководителя ФАС России Виталием Королевым 13 июля 2018 года проведено совещание с заместителем главы администрации (губернатора)  Краснодарского края  Игорем Галась по следующим вопросам:

- о целях и задачах государственной политики по развитию конкуренции в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации;

- об итогах развития конкуренции в Краснодарском крае и планах до 2022 года в соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 года № Пр-817ГС;

- о практике применения антимонопольного законодательства в Краснодарском крае.

По итогам данного совещания между ФАС России и администрацией Краснодарского края подписано соглашение о взаимодействии, предусматривающее оказание ФАС России методической и практической помощи в развитии конкуренции органам власти и местного самоуправления Краснодарского края.

Наверх