Доклад Тимошенко А.В.
15 мая 2019, 10:37
Тип документа:
Доклады

Доклад на тему: «Осуществление государственного надзора за соблюдением требований законодательства о рекламе в сфере наружной рекламы»

 Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства о рекламе на территории Краснодарского края, в том числе за соблюдением требований статьи 19 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с которой регламентированы  требования к распространению наружной рекламы.

В соответствии со статьей 19 под наружной рекламой понимаются технические средства стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта (хотелось бы отметить, что выносные штендеры не относятся к рекламным конструкциям на которые необходимо получать разрешение ОМС, поскольку не являются техническими средствами стабильного территориального размещения).

 Рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы (не допускается размещать на рекламных конструкциях поздравления и др. информацию не являющуюся рекламой или социальной рекламой).

 Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В управление часто поступают обращения с просьбой дать разъяснения является ли та или иная информация рекламой и нужно ли получать разрешение ОМС на установку и эксплуатацию данной конструкции?

По данному вопросу хотелось бы пояснить, что полномочия по предварительному контролю материалов рекламного характера до их распространения Федеральным законом «О рекламе» не предусмотрено, поэтому Краснодарское УФАС России не имеет полномочий по проверке на соответствие нормам ФЗ «О рекламе» макетов рекламных материалов.

При этом, очень подробные официальные разъяснения даны в письме ФАС России от 27.12.2017г. исх. № АК/92163/17 «О разграничении понятий вывеска и реклама» (размещено на официальном сайте ФАС России fas.gov.ru).

Неправильная квалификация информации в качестве рекламы либо не рекламы может привести к нарушению законодательства  как со стороны хозяйствующих субъектов,  так и со стороны органов власти.

В Краснодарском УФАС России имеется практика нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе со стороны органов власти в связи с неправильной квалификацией распространяемой информации, а также в связи с нарушением процедуры выдачи разрешений на установку и  эксплуатацию рекламных конструкций:

Так, в Краснодарское УФАС России поступила жалоба индивидуального предпринимателя на действия управления имущественных отношений администрации муниципального образования, выразившиеся в выдаче ИП предписания о демонтаже незаконно установленной и эксплуатируемой рекламной конструкции.

Из жалобы ИП на действия Управления следует, что в здании, расположенном по адресу, находится кофейня «***», в которой ИП осуществляет предпринимательскую деятельность и предоставляет услуги общественного питания. Перед входом в помещение кофейни  установлена вывеска, на которой указано наименование кофейни «***». Из приложенных к жалобе фотоматериалов следовало, что данная вывеска представляет собой конструкцию в виде кронштейна.  По мнению ИП, Управление незаконно выдало предписание о демонтаже незаконно установленной и эксплуатируемой рекламной конструкции, поскольку информация, указанная на данной  конструкции (кронштейне) является вывеской.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу п.п. 2,5 ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О рекламе» действие закона не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Согласно ст. 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей») потенциальный продавец товара или исполнитель работ, услуг для удовлетворения личных, семейных и бытовых потребностей гражданина обязан довести до сведения последнего фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, разместив указанную информацию на вывеске.

Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.

В отличие от рекламы указание ИП своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует иные цели и не может рассматриваться как реклама. Отсутствет какая либо дополнительная информация (телефон, описание продукции и т.д.).

Из жалобы ИП  следовало, что в здании, расположенном по вышеуказанному адресу, находится кофейня «***», в которой ИП  предоставляет услуги общественного питания.

Поскольку данная конструкция расположена в месте фактического расположения кофейни «***», где непосредственно осуществляется деятельность по предоставлению услуг общественного питания, ее целью является информирование потенциальных потребителей о месте нахождения данной организации, что является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории Российской Федерации обычаям делового оборота.

Таким образом, данная конструкция с информацией вышеуказанного содержания является вывеской и действие Федерального закона «О рекламе» на нее не распространяется, а, следовательно, разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на данную вывеску не требуется.

В действиях Управления, выразившихся в выдаче ИП  предписания о демонтаже незаконно установленной и эксплуатируемой рекламной конструкции, Краснодарским УФАС России были установлены признаки нарушения ч. 1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135 - ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

С учетом вышеизложенного Краснодарское УФАС России, руководствуясь ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135 - ФЗ «О защите конкуренции», выдало предупреждение  о необходимости прекращения указанных действий (бездействия), содержащих признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» путем осуществления следующих действий:

- отозвать предписание о демонтаже незаконно установленной и эксплуатируемой рекламной конструкции, выданное ИП.

Предупреждение Краснодарского УФАС России было исполнено в установленный срок.

В случае неисполнения предупреждения Краснодарское УФАС России  возбуждает  дело в отношении лица, которое не выполнило предупреждение.

А также хотелось бы привести еще один пример когда органом местного самоуправления при выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции нарушена процедура выдачи (разрешение выдано без согласия с собственниками помещения).

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе и в связи с рассмотрением заявления физического лица управлением было установлено, что на крыше многоквартирного дома в г. Сочи была установлена рекламная конструкция без разрешения собственников данного имущества (протокол общего собрания собственников помещений, проведенного по вопросу размещения рекламной конструкции на крыше многоквартирного дома), в связи с чем в действиях Департамента оформления и дизайна городской среды администрации города Сочи установлено  нарушение  ч.5 ст. 19 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются.

Согласно ч.1 ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктом 1.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2 - 3.1, 4.2, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Крыша многоквартирного дома является общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома. Крыша многоквартирного дома не может быть признана продолжением помещения, расположенного непосредственно под крышей, не подлежит индивидуализации, делению, разграничению между отдельными собственниками помещений в многоквартирном доме. Крыша является конструктивным элементом составной сложной вещи, которую представляет собой многоквартирный жилой дом.

Как установлено Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом по делу № А32- 49642/2017 (15АП-4172-2018)  и материалами дела № 163 Р/2017 решение собственников на передачу в пользование части крыши предпринимателю С.И.Б. как на момент размещения рекламных конструкций, так и впоследствии, не принималось.

По результатам рассмотрения дела Комиссией управления было принято решение:

1. Признать акт - разрешение № 781 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (крышная установка), расположенной по адресу: г. Сочи, Курортный проспект, *, выданное ИП С.И.Б. Администрацией г. Сочи в лице департамента оформления и дизайна городской среды, противоречащим законодательству Российской Федерации о рекламе, поскольку при его выдаче нарушены требования ч. 5 ст. 19 Федерального закона «О рекламе».

2. Ввиду устранения Администрацией г. Сочи в лице департамента оформления и дизайна городской среды выявленных Краснодарскими УФАС России нарушений – аннулирование разрешения № 781 на установку рекламной конструкции,  предписание не выдавать.

А также в управлении есть практика рассмотрения заявлений на действия хозяйствующих субъектов, которые размещают наружную рекламу без разрешения на установку и экуплуатацию рекламной конструкции, выданного ОМС.

Когда в управление поступают подобные заявления и в ходе их рассмотрения устанавливается, что конструкция размещена без соответствующего разрешения, то антимонопольный орган передает материалы в правоохранительные органы по статье 14.37 КоАП «нарушение требований к установке и или эксплуатации рекламной конструкции» (штраф от 500 тыс. рублей).

В 1 квартале 2019 года Краснодарским УФАС России в органы прокуратуры переданы материалы по 5 фактам установки рекламной конструкции без разрешения органа местного самоуправления для возбуждения административного дела по ст.14.37 КоАП РФ.

Кроме того, Краснодарское УФАС России  направляет письмо в адрес ОМС для принятия мер по демонтажу незаконных конструкции в соответствии со статьей 19 Закона о рекламе.

 

Наверх