ДОКЛАД ПО ВОПРОСУ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ КРАСНОДАРСКОГО УФАС РОССИИ 3 квартал 2017 года
11 сентября 2017, 00:00
Тип документа:
Доклады

ДОКЛАД 

ПО ВОПРОСУ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ КРАСНОДАРСКОГО УФАС РОССИИ

 

3 квартал 2017 года

 

В  3- м квартале  2017 года Краснодарским УФАС России  рассмотрено  33  дела о нарушении антимонопольного законодательства, выдано 7  предписаний о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.  

В 3-м квартале 2017 года выдано  17 предупреждений  о прекращении действий, содержащих признаки нарушения пунктов 3, 5, 8   части 1 статьи 10 и  ч.1 ст.15  Закона «О защите конкуренции».   

В 3-м квартале  2017 года  Краснодарским УФАС России рассмотрено 129 жалоб в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, выдано 18 предписаний о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов.  

В 3-м квартале 2017 года  управлением рассмотрено 70 дел в соответствии с Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных  по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006г. № 508. По результатам рассмотрения дел управлением выдано 36 предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Кроме того, в 3-м квартале 2017 года управлением в рамках полномочий по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе по фактам незаконного использования в рекламе символики Кубка Конфедераций 2017 г. было возбуждено и рассмотрено одно дело по признакам нарушения п.п. 7, 8 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» и ч. 3 ст. 18 Федерального закона «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», по результатам рассмотрения которого реклама признана ненадлежащей. Предписание не выдавалось ввиду устранения нарушения. А также по данному факту общество было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.14.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 тыс. рублей.

     В отчетном периоде также Краснодарским УФАС России возбуждено и рассмотрено еще одно дело  об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ по факту нарушения п.п. 7, 8 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» и ч. 3 ст. 18 Федерального закона «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». По результатам рассмотрения дела выдано предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ.

При осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о контрактной системе  заказчиком, уполномоченным органом, конкурсной, аукционной или котировочной комиссией Краснодарским УФАС России  за    3-й квартал   2017г. рассмотрено 1444 жалобы  участников закупок,   выдано 323  предписаний.

  В отчетном периоде в соответствии с  КоАП РФ  по результатам рассмотрения дел  об административных правонарушениях  управлением вынесено 249 постановлений о назначении административного наказания в виде административного штрафа на общую сумму 18652,4 тыс. рублей (взыскано  7 109 692    рублей, в том числе с прошлого периода).

 

 

Примеры наиболее интересных дел, рассмотренных Краснодарским УФАС России в отчетном периоде.

Пример 1.   Краснодарским УФАС России по результатам рассмотрения заявления Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Южном федеральном округе в рамках рассмотрения коллективного обращения жителей г. Армавира о сокращении ПАО СК «Росгосстрах» количества заключенных договоров ОСАГО на территории г. Армавира Краснодарского края, а также письма ФАС России о проведении проверки соблюдения ПАО СК «Росгосстрах» антимонопольного законодательства по обстоятельствам, изложенным в запросе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Обухова С.П., в части существенного сокращения объемов оказания ПАО СК «Росгосстрах» услуг ОСАГО на территории Динского района Краснодарского края, возбуждено дело № 353/2016 от 04.10.2016 в отношении ПАО СК «Росгосстрах» (место нахождения: 140002, Московская область, г. Люберцы, ул. Парковая, д. 3) Филиал в Краснодарском крае (место нахождения: 350020, г. Краснодар, ул. Красная, д. 184) по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в существенном сокращении объемов оказания услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств на территории Динского района и г. Армавира Краснодарского края.

Из заявления Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Южном федеральном округе следует, что ежемесячное количество заключенных договоров ОСАГО в период с октября 2015 года по апрель 2016 года сократилось более чем в 2 раза. При этом сокращение количества заключенных договоров ОСАГО на территории г. Армавира произошло с января 2016 года.

Из запроса депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Обухова С.П. следует, что в приемную в станице Динской Краснодарского края поступают многочисленные жалобы от автовладельцев Динского района, связанные с прекращением ПАО СК «Росгосстрах» (Филиал в Краснодарском крае) предоставления услуг по страхованию ОСАГО в Динском районе. Автовладельцам Динского района предлагают услуги по страхованию ОСАГО производить только в г. Краснодаре в четырех офисах ПАО СК «Росгосстрах», где работают по три страховщика.

Из пояснений ПАО СК «Росгосстрах» следует, что сокращение количества заключенных договоров ОСАГО на указанных территориях произошло в связи с изменением количества сотрудников и агентов уполномоченных на заключение договоров ОСАГО, то есть в результате преднамеренных действий ПАО СК «Росгосстрах».   

По результатам анализа рынка предоставления услуг ОСАГО доля ПАО СК «Росгосстрах» за 2014 год составила 38,8 %, за 2015 год 52,1 %, за I полугодие 2016 года   34,7 %, что превышает 20 % на товарном рынке, следовательно, выполняются условия признания доминирующим положения финансовой организации, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 № 359, частью 7 статьи 5 Закона о защите конкуренции (Аналитический отчет от 03.10.2016).

Таким образом, ПАО СК «Росгосстрах» занимает доминирующее положение на рынке услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств на территории Краснодарского края в период 2014, 2015 годы, I полугодие 2016 года.

Согласно пояснениям ПАО «СК «Росгосстрах» сокращение количества заключенных договоров ОСАГО на указанных территориях произошло в связи с изменением количества сотрудников и агентов, уполномоченных на заключение договоров ОСАГО. В связи с увеличением спроса на услуги ОСАГО, оказываемые обществом, и увеличением объема клиентов были выявлены случаи допущения ошибок, а также нарушений сотрудниками общества при выдаче полисов ОСАГО в конце 2015 г. и 2016 г. В связи с возникшими проблемами при оказании услуг, недостаточной компетенцией сотрудников общества были предприняты меры, направленные на недопущение в деятельности компании нарушений при оказании услуг ОСАГО.

Сокращение количества договоров ОСАГО, заключенных в 2016 г. по сравнению с 2015 г. по мнению общества, является экономически и технологически обоснованным, поскольку ненадлежащее оказание услуг ОСАГО сотрудниками влечет наложение высоких штрафов на общество, а также нарушает требования страхового и иных отраслей законодательства. По информации общества, по состоянию на первое полугодие 2016 г. отсутствовала рентабельность услуг ОСАГО. По мнению общества, проблемы с достаточностью услуг ОСАГО обусловлены общими условиями обращения услуг на рынке ОСАГО в указанный период, результатом которых стало заключение страховыми компаниями (в том числе ПАО «СК «Росгосстрах») соглашения об обеспечении доступности услуг ОСАГО в Российской Федерации (Соглашение о Едином Агенте), которое, в частности, действует на территории Краснодарского края. 

Комиссия изучила возражения ПАО «СК «Росгосстрах» и пришла к выводу, что приведенные доводы противоречат нормам действующего законодательства и материалам дела.

Заключение договора ОСАГО является обязательным условием для владельца транспортного средства.

Приобретение полиса ОСАГО физическим лицом возможно только у страховой компании, имеющей лицензию, или у ее представителей (агентов).

ПАО «СК «Росгосстрах» имеет лицензию на осуществление деятельности по ОСАГО.

ПАО «СК «Росгосстрах» имеет на территории Краснодарского края обособленные подразделения (не считая агентов) и осуществляет деятельность по продаже полисов ОСАГО.

Изменив (сократив) количество сотрудников и агентов, уполномоченных на заключение договоров ОСАГО, ПАО «СК «Росгосстрах» тем самым сократил продажу услуги ОСАГО, что запрещено п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Страховая компания обязана в силу закона заключать договор ОСАГО при наличии лицензии. Вместе с тем, ни один законодательный акт Российской Федерации не принуждает коммерческую структуру получать указанную лицензию и осуществлять убыточную деятельность.

Решением Комиссии Краснодарского УФАС России от 21.07.2017 в действиях в действиях ПАО СК «Росгосстрах» установлен факт нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в существенном сокращении объемов оказания услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств в период январь-июль 2016 года на территории Динского района и г. Армавира Краснодарского края.

В связи с вступлением с 01.01.2017 в силу изменения в Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», предусматривающего обязанность страховщиков обеспечить возможность заключения договора ОСАГО в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся с заявлением о заключении такого договора, а также в связи с вступлением в силу с 02.08.2016 Соглашения об обеспечении доступности услуг ОСАГО в Российской Федерации (Соглашение о Едином Агенте) и участием ПАО СК «Росгосстрах» в данном соглашении предписание не выдавалось.

Материалы дела № 353/2016 переданы уполномоченному должностному лицу Краснодарского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

     Пример 2.     В связи с рассмотрением Краснодарским УФАС России заявления ООО «Борей» о признаках недобросовестной конкуренции в действиях ООО «Краснодарский Компрессорный Завод» (далее – ООО «ККЗ»), выразившихся в приобретении и использовании прав на товарный знак «СДА» по свидетельству от 17.07.2013 г. № 491975 с датой приоритета товарного знака от 05.04.2011 г. и запрете его использования третьими лицами, 28.01.2016 г. в отношении ООО «ККЗ» было возбуждено дело №20/2016 по признакам нарушения ч. 1 ст. 14.4 Федерального закона «О защите конкуренции».

   По результатам рассмотрения дела № 20/2016 в отношении ООО «ККЗ»  25.10.2016 г. Комиссией Краснодарского УФАС России было принято решение, которым установлен факт нарушения ООО «ККЗ» ч. 1 ст. 14.4 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в  приобретении и использовании ООО «ККЗ» исключительных прав на обозначение «СДА» путем его регистрации в качестве товарного знака по свидетельству № 491975 от 17.07.2013 г. с датой приоритета от 05.04.2011 г. в отношении товаров 07, 09, 11 и 12 классов МКТУ и его дальнейшему использованию, а также в запрете его использования третьими лицами, которые использовали данное обозначение ранее регистрации товарного знака по свидетельству № 491975.

     Однако, ООО «ККЗ», не согласившись с вынесенным решением обжаловало его в суд. Арбитражный суд Краснодарского края, в свою очередь, не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований, признав решение по делу № 20/2016 законным и обоснованным.

     По вышеуказанному факту в отношении ООО «ККЗ» 31.08.2017 г. Краснодарским УФАС России было возбуждено дело об административном правонарушении № 373 А/2017 по ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ. 14.09.2017 г. Управление вынесло постановление о наложении штрафа, применив к ООО «ККЗ» меры административной ответственности в виде штрафа в размере ста тысяч рублей.

 

 

 

 

 

 

 

Наверх