Практика выявления картельных соглашений и ответственность за их заключение
03 декабря 2021, 10:30
Тип документа:
Доклады

В соответствии со Стратегией развития экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 № 208, предотвращение картельных сгОворов является одной из основных задач государства в сфере экономики.

Согласно пункту 18 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

В силу части 2 статьи 8 Закона о защите конкуренции совершение лицами, указанными в части 1 статьи 8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», действий по соглашению не относится к согласованным действиям, а является соглашением.

Из анализа указанных норм закона следует, что Закон о защите конкуренции устанавливает специальные требования к определению соглашения, как волеизъявления хозяйствующих субъектов, отличные от содержащихся в Гражданском Кодексе Российской Федерации.

Под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договОра по правилам, установленным гражданским законодательством.

Как следствие, доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципа разумности и обоснованности.

Картели являются одними из самых опасных правонарушений в сфере экономики.

Поэтому законодательством предусмотрены достаточно серьезные наказания за такие правонарушения. Для юридических лиц размер административного штрафа может достигать 50% от начальной стоимости предмета торгов. Для должностных лиц кроме административной ответственности, предусматривающей как административный штраф до 50 тыс. руб., так и дисквалификацию на срок до трех лет, установлена также уголовная ответственность, предусматривающая лишение свободы на срок до семи лет.

Устанавливая такие меры административной ответственности за заключение картельных сговоров, федеральный законодатель преследует цели предупреждения совершения новых правонарушений, как самими правонарушителями, так и другими лицами, стимулирования правомерного поведения хозяйствующих субъектов, иных лиц, а также исходит из необходимости наиболее эффективного использования инструментов антимонопольного контроля и регулирования, то есть реализации значимых задач экономической политики Российской Федерации.

 

Приведу несколько примеров рассмотренных дел.

 

В июле 2020 года Комиссией Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 023/01/11-1998/2019 в действиях ООО «ТимТорг», ООО ПСО «СОЧИКАПСТРОЙ», ООО «ЭКО-ГРАД» установлен факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела было установлено, что в рамках реализации антиконкурентного соглашения при проведении аукциона ООО «ТИМТОРГ», ООО ПСО «СОЧИКАПСТРОЙ», ООО «ЭКО-ГРАД» была реализована схема «ТАРАН». Участники сговора, заранее зная о намерениях друг друга, отказались от самостоятельных действий с целью обеспечения победы в аукционе ООО «ЭКО-ГРАД».

ООО «ТИМТОРГ» и ООО ПСО «СОЧИКАПСТРОЙ», не имея лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, поочередно снижали цену лота. Такой стратегией поведения ввели добросовестного участника аукциона в заблуждение, в результате чего последний отказался от конкурентной борьбы в ходе аукциона ввиду экономической нецелесообразности и невыгодности заключения контракта.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 28.06.2019 на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок заявки ООО «ТИМТОРГ» и ООО ПСО «СОЧИКАПСТРОЙ» признаны не соответствующими требованиям аукционной документации. По итогам аукциона контракт заключен с ООО «ЭКО-ГРАД».

В целях привлечения к административной ответственности участников картельного соглашения Краснодарским УФАС России возбуждены дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которых общества и их руководители привлечены к административной ответственности в виде штрафа в совокупном размере 910 410,03 рублей.

(следующий пример рассмотренного дела)

В сентябре 2020 года Комиссией Краснодарского УФАС России в действиях ООО ЧОП «Бастион-Юг», ООО ЧОО «Гулливер», ООО «Первая Линия», ИП Ярыч О.Н. и иных хозяйствующих субъектов установлен факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Нарушение выразилось в заключении картельного соглашения между хозяйствующими субъектами конкурентами, которое предусматривало поддержание цен на торгах в аукционах в электронной форме на право заключения контрактов на осуществление охранных услуг.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в Краснодарское УФАС России поступили заявления от участников картельного соглашения, в том числе ООО ЧОО «Гулливер» и ООО ЧОП «Бастион-Юг» о нарушении антимонопольного законодательства в порядке примечания к статье 14.32 КоАП РФ, согласно которым данные лица добровольно признали факт заключения и своего участия в антиконкурентном соглашении. 

Участниками соглашения был предусмотрен алгоритм действий участников, в рамках которого предусматривалась заранее оговоренная деятельность участников сговора в ходе электронных аукционов.

На основании принятого решения, участники картеля были привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ в виде административного штрафа в совокупном размере 518 160 рублей.

ООО ЧОП «Бастион-Юг», ООО ЧОО «Гулливер», ООО «Первая Линия» и их руководители, а также ИП Ярыч О.Н. оплатили административные штрафы в совокупном размере 518 160 рублей в полном объеме.

 

По вопросам противодействия картелям и иным антиконкурентным соглашениям Краснодарским УФАС России осуществляется тесное взаимодействие с правоохранительными органами.

 

В рамках взаимодействия, по материалам проверки Следственного Управления УМВД России по гор. Краснодару, содержащим сведения о нарушении участниками электронных аукционов на поставку изделий медицинского назначения и расходных медицинских материалов антимонопольного законодательства, Краснодарским УФАС России было возбуждено и рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 023/01/11-5806/2020.

В январе 2021 года Комиссией Краснодарского УФАС России в действиях ООО «ВИАР–МЕД», ООО «МЕД–ТРЕЙД» и трех индивидуальных предпринимателей установлен факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и участия в картельном соглашении, которое привело к поддержанию цен на торгах в 29 электронных аукционах.

Комиссией было установлено, что в ходе участия в электронных аукционах участники соглашения создавали лишь имитацию конкуренции на аукционах (участники не преследовали цели конкурентной борьбы, их поведение сводилось лишь к поддержанию цен на торгах, а также к созданию условий для признания торгов состоявшимися).

Аукционы завершены заключением контрактов с победителями с минимальным снижением от начальной (максимальной) цены контрактов, в отсутствие между ними конкурентной борьбы.

В случае совместного участия вышеуказанных лиц с иными лицами, не являющимися участниками антиконкурентного соглашения, например, в закупках, цены заключения государственных контрактов были ниже на 10-75% соответственно, что свидетельствует о реальной возможности снижения начальной (максимальной) цены контрактов.

Следовательно, имеется прямая причинно-следственная связь между соглашением участников (сознательный отказ от конкуренции друг с другом) и наступившими последствиями в виде заключением государственных контрактов с минимальным снижением.

В ходе рассмотрения дела Комиссией было установлено, что для участия в электронных аукционах участники соглашения использовали единую инфраструктуру (заявки и ценовые предложения участников подавались с одинаковых IP-адресов по одному месту фактического расположения, а также техническое оснащение (компьютеры, иная техника).

В ходе рассмотрения указанного дела комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что общий доход (сумма заключенных контрактов), полученный участниками соглашения по электронным аукционам составил более 70 млн. руб.

В связи с чем, решение и материалы дела направлены Краснодарским УФАС России в ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю для проверки и принятия решения о наличии (отсутствия) в действиях участников соглашения признаков состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 178 УК РФ.

По указанным материалам Следственным Управлением при УМВД России по г. Краснодару возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 178 УК РФ.

 

 

Наверх