Доклад Краснодарского УФАС России с руководством по соблюдению обязательных требований, дающим разъяснения, какое поведение является неправомерным
12 ноября 2021, 16:00
Тип документа:
Доклады

За 9 месяцев 2021 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю рассмотрено 28 дела о нарушении антимонопольного законодательства и выдано 6 предписаний о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии со статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» управлением в отчетном периоде рассмотрено 328 жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (88 жалобы признаны обоснованными), выдано 60 предписаний о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов.

В отчетном периоде управлением рассмотрено 79 дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. По результатам рассмотрения дел выдано 43 предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

При осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о контрактной системе заказчиком, уполномоченным органом, конкурсной, аукционной или котировочной комиссией Краснодарским УФАС России за 9 месяцев 2021 года рассмотрено 1710 жалоб участников закупок,  выдано 417 предписаний. 

В отчетном периоде Краснодарским УФАС России вынесены   постановления о наложении штрафа на общую сумму 60301 тыс. рублей (взыскано 58548,9 тыс. рублей, в том числе, с прошлого периода).

 

Примеры дел, рассмотренных Краснодарским УФАС России в отчетном периоде.

    

Пример 1. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (Краснодарское УФАС России) рассмотрена информация, направленная Прокуратурой Кущевского района по вопросу соблюдения Управлением муниципальным имуществом администрации муниципального образования Кущевский район требований антимонопольного законодательства при организации и проведении торгов способом открытого аукциона по продаже объекта муниципального недвижимого имущества (извещение № 111119/0370599/01 опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru от 11.11.2019 г.).

Из информации следует, что аукцион по продаже объекта муниципального недвижимого имущества (извещение № 111119/0370599/01 опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru от 11.11.2019 г.) проведён с существенными нарушениями Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Федеральный закон № 178), что привело к ограничению конкуренции.

Краснодарским УФАС России установлено, что Управлением муниципальным имуществом администрации муниципального образования Кущевский район на основании решения Совета муниципального образования Кущевский район от 30 января 2019 года № 332 «О программе приватизации муниципального имущества муниципального образования Кущевский район на 2019 год», распоряжения администрации муниципального образования Кущевский район от 22 октября 2019 года № 400-р «Об организации и проведении торгов муниципального имущества» проведён открытый аукцион по продаже объекта недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования Кущевский район (далее – Аукцион).

Объект: 57-квартирный жилой дом (объект незавершенного строительства), назначение: многоквартирный дом. Площадь: общая 3900,8 кв.м. Адрес: Россия, Краснодарский край, Кущевский район, станица Кущевская, переулок Кубанский, 80 А, кадастровый номер 23:17:1401035:351.

Извещение о приватизации размещено на сайте www.torgi.gov.ru 11.11.2019 с начальной ценой 720 900 руб. Вместе с тем, отчет об оценке на сумму 720 900 руб. подготовлен только 25.11.2019 - позже даты размещения извещения.

Согласно ст. 12 Федерального закона № 178 начальная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества устанавливается в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность, при условии, что со дня составления отчета об оценке объекта оценки до дня размещения на официальном сайте в сети «Интернет» информационного сообщения о продаже государственного или муниципального имущества прошло не более чем шесть месяцев.

Таким образом цена продажи, определённая Управлением муниципальным имуществом администрации муниципального образования Кущевский район (720 900 руб.) в извещении № 111119/0370599/01, установлена с нарушением норм ст. 12 Федерального закона № 178.

Протоколом о результатах торгов по продаже 57-квартирного жилого дома (объект незавершенного строительства) на аукционе от 12.12.2019 г. установлено, что на участие в аукционе по продаже 57-квартирного жилого дома (извещение № 111119/0370599/01 опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru от 11.11.2019 г.) поступила одна заявка от ООО «Капитал Вип Сервис». Заявка на участие в аукционе поступила 29 ноября 2019 года в 16 часов 45 минут.

Рассмотрев заявки на участие в аукционе по продаже 57-квартирного жилого дома (объект незавершенного строительства), комиссия Управления муниципальным имуществом администрации муниципального образования Кущевский район решила признать аукцион по продаже 57-квартирного жилого дома (объект незавершенного строительства) несостоявшимся из-за участия только одного участника, предложить Управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Кущёвский район заключить договор купли-продажи муниципального имущества с единственным претендентом аукциона ООО «Капитал Вип Сервис» на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе и конкурсной документацией.

20.12.2019 между УМИ и ООО «Капитал Вил Сервис» заключен договор купли-продажи муниципального имущества.

Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 178, аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся. Частью 14 статьи 18 Федерального закона № 178 установлено, что в течение пяти рабочих дней с даты подведения итогов аукциона с победителем аукциона заключается договор купли-продажи. Вместе с тем, статьёй 18 Федерального закона № 178 не предусмотрена возможность определения единственного участника аукциона победителем аукциона. Таким образом, заключение договора купли-продажи муниципального имущества с единственным участником аукциона в рамках Федерального закона № 178 не предусмотрено.

При этом, частью 1 статьи 23 Федерального закона № 178 установлено, что продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (далее - продажа посредством публичного предложения) осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся. При этом информационное сообщение о продаже посредством публичного предложения размещается в установленном статьей 15 настоящего Федерального закона порядке в срок не позднее трех месяцев со дня признания аукциона несостоявшимся.

Управлением муниципальным имуществом администрации муниципального образования Кущевский район в нарушение части 1 статьи 23 Федерального закона № 178 не соблюдён порядок продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения.

Частью 27 Информационного сообщения установлено дополнительное условие для победителя торгов - Победитель аукциона в обязательном порядке заключает договор аренды на земельный участок, на котором расположено здание в соответствии с действующим законодательством (п. 9 ст. 39.6 Земельного Кодекса).

Вместе с тем, согласно информации, предоставленной Прокуратурой Кущевского района, по состоянию на 28.07.2020 договор аренды земельного участка не заключен, что нарушает установленный законом принцип единства судьбы земли и недвижимого имущества, расположенного на нем.

Таким образом, Управлением муниципальным имуществом администрации муниципального образования Кущевский район не соблюдены требования, установленные ст. 12, ст. 18, ст. 23 Федерального закона № 178 и частью 27 Информационного сообщения № 111119/0370599/01, опубликованного на сайте www.torgi.gov.ru от 11.11.2019 г.

Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на действия при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с п. 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 по делам, возбужденным по признакам нарушения 17 Федерального закона «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.9 указанного Порядка.

Целью настоящего исследования является анализ состояния конкуренции при проведении открытого аукциона по продаже объекта недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования Кущевский район, проведенном Краснодарским УФАС России (далее – Уполномоченный орган).

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции анализ состояния конкуренции проведен в объеме, необходимом для принятия решения по делу № 023/01/17-5937/2020.

В целях анализа состояния конкуренции в качестве исходной информации использованы:

- материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 023/01/17-5937/2020;

- информация, размещенная в открытых источниках сети «Интернет».

Временной интервал настоящего исследования определен с 11.11.2019 (дата размещения извещения № № 111119/0370599/01) по 12.12.2019 г. включительно (дата Протокола о результатах торгов).

В соответствии с документацией предметом аукциона является 57-квартирный жилой дом (объект незавершенного строительства), назначение: многоквартирный дом. Площадь: общая 3900,8 кв.м. Адрес: Россия, Краснодарский край, Кущевский район, станица Кущевская, переулок Кубанский, 80 А, кадастровый номер 23:17:1401035:351.

Состав хозяйствующих субъектов, участвующих в аукционе: ООО «Капитал Вил Сервис». ООО «Капитал Вил Сервис» - единственный участник, допущен к участию в аукционе.

Комиссией Краснодарского УФАС России, в действиях Управления муниципальным имуществом администрации муниципального образования Кущевский район установлено нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в проведении открытого аукциона по продаже объекта недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования Кущевский район, с нарушением требований, установленных ст. 12, ст. 18, ст. 23 Федерального закона № 178 и частью 27 Информационного сообщения № 111119/0370599/01 (опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru от 11.11.2019 г.), что повлекло ограничение конкуренции.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьёй 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», признать в действиях Управления муниципальным имуществом администрации муниципального образования Кущевский район при проведении открытого аукциона по продаже объекта недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования Кущевский район факт нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о возбуждении административного производства.

 

Пример 2. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд рассмотрела жалобу ООО «ИнжСтройСервис» на действия отдела муниципальных закупок администрации МО Кущевский район при проведении электронного аукциона: «Строительство блочной котельной по адресу: пер. Фестивальный д.1а, с. Новомихайловское Кущевского района» (извещение № 0318300469521000012) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).  

Заявитель обжалует необоснованное, по его мнению, признание заявки ООО «ИнжСтройСервис» несоответствующей требованиям аукционной документации. 

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе. Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.

Согласно протоколу № 0318300469521000012 подведения итогов электронного аукциона от 03.03.2021 заявка ООО «ИнжСтройСервис» признана несоответствующей на основании:

№ 189761

Не соответствует п.2 части 6 статьи 69  44-ФЗ: несоответствие участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31, п. 23  Раздела 1 Информационной карты,  а именно: в п.23 Раздела 1 Информационной карты установлены дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 44-ФЗ, а именно: требования в соответствии с п. 2 приложения № 1 ПП РФ № 99 (для требования к участникам закупок в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ):  Наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять: - не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей;

  Предоставленные участником закупки копия исполненного контракта и  акты выполненных работ КС-2 свидетельствуют о том,  что выполненные им работы по объекту, такие как пожарная сигнализация, наружные сети, благоустройство, пуско-наладочные работы являются подтверждением опыта в соответствии с  п. 2.1 приложения № 1 ПП РФ № 99 «Выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей», п.2.1  1 приложения № 1 ПП РФ № 99 «Выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей».

 

Ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

        1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

        2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

        3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

        4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе обусловлено, что перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

П. 1 постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – постановление Правительства № 99) к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению № 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением № 1 к настоящему постановлению.

На основании п. 2 приложения № 1 постановления Правительства № 99 по виду работ: выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей предусматривает наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.

Объектом закупки является: ««Строительство блочной котельной по адресу: пер. Фестивальный д.1а, с. Новомихайловское Кущевского района».

Начальная (максимальная) цена контракта – 21 357 031,20 рублей

В Информационной карте аукционной документации Заказчиком установлены следующие требования:

23

Дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 44-ФЗ

Требования в соответствии с п. 2 приложения № 1 ПП РФ № 99 (для требования к участникам закупок в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ): Наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять: - не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей;

- не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей;

- не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 млн. рублей.

 

Документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям:

Копия исполненного контракта (договора); Копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

Копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

 

 

В извещении о проведении электронного аукциона, прикрепленном в ЕИС, установлены аналогичные требования к участникам закупок в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ.

В составе второй части заявки ООО «ИнжСтройСервис» в качестве документа, подтверждающего соответствие данного участника электронного аукциона требованиям аукционной документации представлен муниципальный контракт №323090711381500255 от 28.12.2015г. на сумму 20 451 698,00 руб. на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Проектирование и строительство блока ДОУ на 80 мест на территории детского сада №73 по ул. им. Володарского, 3» (пожарная сигнализация, наружные сети, благоустройство, пуско-наладочные работы).

 Уполномоченный орган в качестве основания для признания второй части заявки на участие в закупке несоответствующей требованиям аукционной документации и законодательства о контрактной системе указывает, что вышеуказанный договор свидетельствуют о том, что выполненные работы по объекту являются подтверждением опыта в соответствии с  п. 2.1 приложения № 1 постановления Правительства № 99 «Выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта», который требуется при выполнении работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.

В соответствии с п. 10.1) ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Участником закупки представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № 23-43-4466-в-2018 от 28.03.2018г., в соответствии с которым предметом результатом работ по контракту является построенный объект капитального строительства, не являющийся линейным.

Таким образом, договор, представленный ООО «ИнжСтройСервис» в качестве подтверждения опыта выполнения работ соответствует требованиям аукционной документации и законодательства о контрактной системе.    

Согласно ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается (ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе).

Таким образом, признание заявки ООО «ИнжСтройСервис» несоответствующей требованиям аукционной документации по основаниям, предусмотренным протоколом № 0318300469521000012 подведения итогов электронного аукциона от 03.03.2021г., противоречит требованиям Закона о контрактной системе.

Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», решила признать жалобу ООО «ИнжСтройСервис» обоснованной.

В действиях Уполномоченного органа – отдела муниципальных закупок администрации МО Кущевский район (аукционной комиссии) выявлено нарушение ч.ч. 6, 7 ст. 69 Закона о контрактной системе. Уполномоченному органу – отделу муниципальных закупок администрации МО Кущевский район (аукционной комиссии), Заказчику - МУ ОКС администрации МО Кущевский район выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

 

Пример 3. Краснодарским УФАС России по результатам рассмотренного обращения физического лица, перенаправленного Туапсинской межрайонной прокуратурой (вх. № 15217 от 07.12.2020 г.) о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при распространении на рекламной конструкции, расположенной по адресу: 352120, Краснодарский край, Туапсинский р-н, Туапсе г., ул. Красной армии, 12, рекламы, в том числе содержания: «ФИРМЕННЫЙ МАГАЗИН краски CAPAROL, лаки, эмали, компьютерная колеровка красок подвесные потолки 8-918-469-25-69 3-10-77 ул. Красной Армии, 12», без предусмотренных законодательством Российской Федерации разрешений на установку и эксплуатацию.

В ходе рассмотрения обращения Краснодарским УФАС России установлено следующее.

Из обращения заявителя следует, что на территории г. Туапсе по адресу: 352120, Краснодарский край, Туапсинский р-н, Туапсе г., ул. Красной армии, 12, расположена рекламная конструкция, в том числе содержания: «ФИРМЕННЫЙ МАГАЗИН краски CAPAROL, лаки, эмали, компьютерная колеровка красок подвесные потолки 8-918-469-25-69 3-10-77 ул. Красной Армии, 12».

Согласно ч.9 ст.19 Федерального закона «О рекламе»  установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Факт отсутствия разрешения на установку вышеуказанной рекламной конструкций подтвержден письмом Администрации МО Туапсинского района (вх. № 24128 от 25.12.2020 г.), представленным по запросу Краснодарского УФАС России (исх. № 38101/7 от 10.12.2020 г.), из которого следует, что разрешение на установку и эксплуатацию вышеуказанной рекламной конструкции не выдавалось.

В соответствии с ч. 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, действия администрации Администрация Туапсинского городского поселения Туапсинского района, выразившиеся в бездействии, а именно: в недемонтаже незаконно установленной и эксплуатируемой рекламной конструкции, без действующего разрешения противоречат части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

С учетом вышеизложенного, Краснодарское УФАС России, руководствуясь ст.39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135 - ФЗ «О защите конкуренции» выдало предупреждение Администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района о необходимости прекращения указанных действий (бездействия), содержащих признаки нарушения ч.1ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135 - ФЗ «О защите конкуренции».

Выданное предупреждение исполнено Администрацией в установленный срок в полном объеме.

 

Пример 4. Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба ООО «Крансервисрус К» на действия ПАО «Новороссийский морской торговый порт» при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку канатов для портальных кранов (извещение № 32009780367 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru). 

Рассмотрение жалобы состоялось 17.02.2021 года в 11.30 часов по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 235, ком. 1. 

Заявитель считает, что действия Организатора торгов, выразившиеся в отклонении заявки ООО «Крансервисрус К» неправомерны.

Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает их несостоятельными, и просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия Краснодарского УФАС России по делу № 023/07/3-354/2021, изучив доводы Заявителя и Организатора торгов, а также представленные документы и сведения, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», установила следующее.

Проведение закупки регламентировано Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положением о закупке № 1120005526 (присоединение к положению №1120001575 Положение о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть» в редакции с изменениями, утвержденными решениями Совета директоров ПАО «Транснефть» от 25.06.2019, 23.12.2019 и 24.04.2020 (дата введения в действие 13.05.2020) (далее - Положение о закупках).  

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», (далее – Закон о закупках) за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

09.12.2020 г. ПАО «НМТП» на сайтах http://zakupki.gov.ru и http://www.roseltorg.ru размещена информация о проведении закупки способом открытый конкурс в электронной форме № 32009780367 на поставку канатов для портальных кранов. Номер извещения: 32009780367.

30.12.2020 г. состоялось открытие доступа к заявкам (1 части) на участие в закупке, представленных для участия в открытом конкурсе в электронной форме на право заключения договора на поставку канатов для портальных кранов. Всего на участие в закупке было представлено 6 (шесть) заявок.

20.01.2021 г. на сайтах www.zakupki.gov.ru и www.roseltorg.ru размещен протокол заседания конкурсной комиссии (рассмотрение первых частей заявок) № 550/750/1/1/СМСП от 13.01.2021 г., который содержит в себе причины несоответствия заявки ООО «Крансервисрус К» требованиям документации о закупке, а именно не соответствие предложенных участником товаров требованиям технического задания. В нарушение технического задания (глава 3) в представленном техническом предложении участника (форма 2) канаты не соответствуют конструкции по позициям 1-5, а именно:

1) Канат правый 0 40ММ, L=247,5M, КАТ. № 10508779 (Либхерр) конструкция каната в ТЗ - 8 х K25F + EPIWRC (К), в предложении 8 х K26WS – EPIWRC;

2) Канат левый 0 40ММ, L=247,5M, КАТ. № 10508784 (Либхерр) конструкция каната в ТЗ - 8 х K25F + EPIWRC (К), в предложении 8 х K26WS – EPIWRC;

3) Канат грузовой EVOLUTION Q8 3BQ - ЛЕВАЯ СВИВКА, Ø 40ММ, L = 230,7М, КАТ. № 11936035 (Либхерр) конструкция каната в ТЗ - 8 х K25F + EPIWRC (К), в предложении 8 х K26WS – EPIWRC;

4) Канат грузовой EVOLUTION Q8 3AQ ПРАВАЯ СВИВКА, Ø 40ММ, L= 230,7М, КАТ. № 11936034 (Либхерр) конструкция каната в ТЗ - 8 х K25F + EPIWRC (К), в предложении 8 х K26WS - EPIWRC.

5) Канат грузовой левой свивки Ø 40ММ, L=260,9M, КАТ. № 11292368 (Либхерр) конструкция каната в ТЗ - 8 х K25F + EPIWRC (К), в предложении 8 х K26WS - EPIWRC.

Согласно пояснениям Организатора торгов ООО «Крансервисрус К» в техническом предложении указан товар, не соответствующий параметрам эквивалентности указанному в техническом задании ПАО «НМТП», поскольку канаты существенно отличаются по конструкции, а именно:

- различные конструкции пряди;

- тип свивки;

- различная конструкция сердечника;

- количество проволочек пряди.

Согласно доводам Заявителя, письмом № 3-89 от 25.01.2021 г. Завод-изготовитель ООО «Северсталь» указал, что согласно стандарта EN 12385-4 конструкция каната 8хК26 и конструкция каната 8хК25 относится к одному классу канатов 8x19. Стандарт EN 12385-4:2002+А1:2008 (D) прямо предусматривает, что типичным примером класс канатов 8 х 19 является конструкция каната 8xK26WS и конструкция каната 8xK25F.

Организатор торгов указал, что ссылки Заявителя на письмо завода – изготовителя № 3-89 от 25.01 2021 г. и стандарт EN 12385 -4 в части эквивалентности канатов 8xK25F+EPIWRC(K) и 8xK26WS+EPIWRC не соответствуют действительности, поскольку все канаты одинакового размера, типа и с одинаковым сердечником каждого класса (в нашем случае класс 8 х19) характеризуются одинаковой минимальной прочностью на разрыв и весом. В пределах одного класса указаны различные конструкции канатов, обладающие различными рабочими параметрами. При выборе каната, для установки на грузоподъемный кран, необходимо учитывать данные параметры, что делается на заводе-изготовителе кранов и указано в паспорте крана.

Вместе с тем, комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что Заказчик в Техническом задании допускает поставку эквивалента грузовых канатов, изготовленных по международным стандартам с техническими характеристиками не ниже указанных в данном техническом задании.

В Техническом задании установлены следующие конструктивные требования к канатам и параметры эквивалентности: стандарт, направление свивки, диаметр, длина, временное сопротивление проволок разрыву, разрывное усилие каната в целом, расчетное натяжение каната, коэффициент использования (коэффициент запаса прочности), не менее, покрытие поверхности проволок, концы каната. Комиссия Краснодарского УФАС, ознакомившись с заявкой ООО «Крансервисрус К», установила, что продукция, предлагаемая Заявителем к поставке, соответствует требованиям Технического задания и является эквивалентом продукции согласно установленным в Техническом задании параметрам эквивалентности. 

Вместе с тем, характеристики, указанные Организатором торгов, а именно: различные конструкции пряди, тип свивки, различная конструкция сердечника, количество проволочек пряди отсутствуют в Техническом задании. В связи с изложенным, отклонение заявки ООО «Крансервисрус К» по причине несоответствия товара характеристикам не установленном в Техническом задании неправомерно.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) утратил силу. - Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Таким образом, Комиссией Краснодарского УФАС России в действиях Организатора торгов установлено нарушение пункта 4 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Руководствуясь частями 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006              № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов, решила признать жалобу ООО «Крансервисрус К» на действия ПАО «Новороссийский морской торговый порт» при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку канатов для портальных кранов (извещение № 32009780367 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) обоснованной, выдать Организатору торгов - ПАО «Новороссийский морской торговый порт» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения аукциона и передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о возбуждении административного производства.

 

Наверх