Обобщенные итоги рассмотрения анкет участников публичных обсуждений о вопросах правоприменительной практики при осуществлении надзорных мероприятий, проводимых Краснодарским УФАС России за 2019 г.
16 марта 2020, 00:00
Тип документа:
Анкеты

Обобщенные итоги рассмотрения анкет участников публичных обсуждений о вопросах правоприменительной практики при осуществлении надзорных мероприятий, проводимых

Краснодарским УФАС России за 2019 г.

 

По результатам проведения Краснодарским УФАС России публичных обсуждений, посвященных правоприменительной практикt Краснодарского УФАС России за 2019 год, которые состоялись 13 марта 2020г., управлением рассмотрено 33 анкеты участников данного мероприятия.

В соответствии с оценками участвующих на вопрос: «Насколько проведенное мероприятие соответствует Вашему ожиданию?» средний балл составил:

- по тематической направленности – 4,9 балла;

- по программе - 4,8 балла;

- по квалификации выступающих – 5 баллов;

- по организации мероприятия – 4,95 балла.

На вопрос: «Ваше мнение о необходимости внедрения в практику проведения подобных мероприятий?» все ответили –да.

 

Предложения по совершенствованию антимонопольного законодательства Российской Федерации:

  1. Предусматривать наказания не только для заказчиков, но и для поставщиков. При подаче жалобы применять к поставщикам государственные пошлины.
  2. Конкретизировать критерии или определения понятий «функционально и технологическая связь объекта закупки».
  3. Отсутствует четкая грань в понимании товара, используемого и поставляемого при выполнении работ. Формирование лота (его укрупнение или дробление) носит сугубо субъективный характер и не определено законодательно.

 

Вопросы-ответы:

Вопрос 1. Цены на медицинские маски регулируются государством??

Ответ. В соответствии с частью 7 статьи 55 Федерального закона № 61-ФЗ аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать, в том числе медицинские изделия, дезинфицирующие средства.

Кроме того, исходя из пункта 4 Правил продажи отдельных товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, ассортимент предлагаемых к продаже товаров, перечень оказываемых услуг, а также формы обслуживания определяются продавцом, в том числе аптечной организацией, самостоятельно.

На основании изложенного, ограничения по ценам реализации медицинских масок действующим законодательством не установлены

 

Вопрос 2. Внесение изменений в основной закон 44-ФЗ с целью разграничения жалоб участников конкурентных процедур на деятельность уполномоченного органа (заказчика) и просто сторонних организаций, не принимающих участие в процедуре, изменения количества жалоб от организаций.

Ответ. Краснодарское УФАС России, являясь территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС России от 23.07.2015 №649/15; Приказом ФАС России от 19.11.2014 №727/14, Федеральным законом Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». 

Указанными нормативными актами Краснодарское УФАС России не наделено полномочиями по разъяснению действующего законодательства. 

В соответствии с п.6.3 постановления Правительства от 30.06.2004 №331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» ФАС России наделено полномочиями давать юридическим и физическим лицам разъяснения  по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

На основании изложенного, Вы вправе обратиться за разъяснениями в ФАС России.

 

Вопрос 3. Какими критериями должен руководствоваться заказчик при формировании лотов в рамках Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции, например при необходимости закупки работ по содержанию зеленых насаждений города Краснодара или работ по содержанию фонтанов города?

Ответ. При формировании лотов в рамках Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции заказчику следует руководствоваться ч. 2 ст. 8, ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Вопрос 4. Правомерно ли указание участником закупки в первой части заявки электронного аукциона двух стран происхождения товаров? Какую страну в данном случае указывать в сведениях о договоре (ЕИС)?

Ответ. Согласно сложившейся судебной практике участник закупки вправе указать две страны происхождения товара только в случае проведении закупки на поставку лекарственных препаратов.

Вопрос 5. При выявлении формирования описания объекта закупки под одного участника, виновным должностным лицом признается контрактный управляющий, руководитель организации или лицо, утвердившее описание объекта закупки?  

Ответ. При вынесение постановления о привлечении к административной ответственности должностного лица антимонопольный орган руководствуется его должностной инструкцией.

 

Вопрос 6. Просим на примере разъяснить  как правильно установить дату окончания предоставления разъяснений аукционной документации заказчиком . Пример: Срок окончания подачи заявок: 18.03.2020 – среда, срок окончания предоставления запросов участником за три дня до окончания по нашему мнению 14.03.2020, но переносится по ГК на первый рабочий день, 16.03.2020 (понедельник). Дата разъяснений заказчиком в течение 2 дней какая дата? 17 или 18 марта? Окончание срока подачи заявок - 09.00 18.03.

Ответ. Последний день разъяснений положений документации – 18.03, но не позднее 09.00 18.03. При этом Закон о контрактной системе не содержит запрет дать разъяснение положений документации 16.03 и 17.03.

 

Вопрос 7. Ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе устанавливает сроки оплаты в течение 15 рабочих дней для субъектов малого предпринимательства. Можно ли заказчику в проект контракта указать срок в течение 10 дней или 5 рабочих дней для СМП, или только согласно Закону?

Ответ. Закон о контрактной системе не содержит запрет на указание в проекте контракта срока оплаты для СМП течение 10 дней или 5 рабочих дней.

 

Вопрос 8. Нужно ли формировать к Описанию объекта закупки «Сведения о товарах» при проведении закупки «Текущий ремонт» при наличии сметы  и дефектовки?

Ответ. Закон о контрактной системе не предусматривает обязанности заказчика устанавливать «Сведения о товарах» при проведении закупки «Текущий ремонт» при наличии сметы  и дефектной ведомости.

 

Вопрос 9. Какое место в системе законодательства занимает разъяснения ФАС России и ее территориальных органов? Обязаны ли субъекты рынка руководствоваться разъяснениями с учетом отсутствия изменений в действующем законодательстве?

Ответ. Разъяснения ФАС России не являются нормативно-правовым актом и носят рекомендательный характер.

 

Вопрос 10. Не регламентирован порядок продления срока банковской гарантии и контракта в случае приостановки по непредвиденным обстоятельствам.

Ответ. Краснодарское УФАС России, являясь территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС России от 23.07.2015 №649/15; Приказом ФАС России от 19.11.2014 №727/14, Федеральным законом Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». 

Указанными нормативными актами Краснодарское УФАС России не наделено полномочиями по разъяснению действующего законодательства. 

В соответствии с п.6.3 постановления Правительства от 30.06.2004 №331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» ФАС России наделено полномочиями давать юридическим и физическим лицам разъяснения  по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

На основании изложенного, Вы вправе обратиться за разъяснениями в ФАС России.

 

Вопрос 11.  Какие действия собирается предпринять Краснодарское УФАС России для уменьшения количества необоснованных жалоб?

Ответ. В соответствии с п.6.3 постановления Правительства от 30.06.2004 №331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» ФАС России наделено полномочиями давать юридическим и физическим лицам разъяснения  по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

На основании изложенного, Вы вправе обратиться за разъяснениями в ФАС России.

 

Вопрос 12. Согласно ч. 2 ст. 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

При этом Постановление Правительства Российской Федерации
от 15 мая 2017 г. № 570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» не доработан. Будет ли являться нарушением  установление требований в документации о закупке с согласно Закону о контрактной системе, а не подзаконному акту?

Ответ. Установление требований в документации о закупке с согласно Закону о контрактной системе не является нарушением Закона о контрактной системе.

 

Вопрос 13. Согласно пп. 5 п. 2 ст. 21 Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их. Предприниматели, реализующие алкогольную продукцию, монтируют алкогольную рекламную продукцию с внутренней стороны стекла панорамных окон (витрин) торговых объектов (тем самым не нарушая действующее законодательство РФ), что является равноценным размещению рекламных элементов и/или рекламной конструкции на внешней стороне панорамного стекла (витрины) торговых объектов. Просим дать правовую оценку данного факта.

Ответ. В соответствии с ч. 2.1 ст. 21 Федерального закона «О рекламе», реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания.

   Если реклама алкогольной продукции размещена с внутренней стороны стекла панорамных окон (витрин) торговых объектов, но ориентирована на привлечения внимание идущих по улице граждан, то в этом случае в действиях индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при размещении рекламы алкогольной продукции будут усматриваться нарушения законодательства о рекламе, т.к. в этом случае реклама алкогольной продукции будет направлена именно на привлечение внимания идущих по улице граждан, а не на покупателей в месте продажи алкоголя, поскольку любой прохожий, как совершеннолетний, так и нет, может увидеть данную рекламу на витрине магазина.

 

Вопрос 14. Осуществляет ли Краснодарское УФАС России контроль за порядком применения цены ПАО «ТНС Энерго Кубань» на поставку электроэнергии в Крыловском районе Краснодарского края?

Ответ. В соответствии с п. 3.1 и п. 3.5 Положения о Региональной энергетической комиссии – Департамента цен и тарифов Краснодарского края, утвержденного постановлением Главы Администрации Краснодарского края от 14.06.2002 № 652, РЭК-ДЦиТ КК осуществляет государственное регулирование платы за поставляемую электрическую энергию.

 

Вопрос 15. Администрация МО г. Краснодар не исполнила предписание Краснодарского УФАС России, вынесенное в 2019 году в отношении рекомендации  департамента транспорта перевозчикам (общественного транспорта) не размещать рекламу на бортах автобусов. Нарушение не устранено, давление на перевозчиков продолжается.

Ответ. В соответствии  со ст.36 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Привлечение к ответственности лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не освобождает их от обязанности исполнять решения и предписания антимонопольного органа, представлять в антимонопольный орган ходатайства или уведомления для рассмотрения либо осуществлять иные предусмотренные антимонопольным законодательством действия.

          За нарушение статьи 36 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрена ответственность по части 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

          Согласно ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении либо недопущении ограничивающих конкуренцию действий или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1-2.5 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

        По факту оказания давления на переводчиков необходимо обращаться в правоохранительные органы.

 

Вопрос 16. Прошу дать разъяснения по вопросу правомерности установки рекламных конструкций на землях сельскохозяйственного назначения.

Ответ. В соответствие со статьёй 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником. Таким образом Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О рекламе» не предусматривает ограничений по распространению наружной рекламы в сельской местности.

 

Вопрос 17. 223-ФЗ. Действия заказчика в случае получения коммерческого предложения со стоимостью товаров ниже цен, отраженных в размещенном извещении (на сайте), определенных в результате запроса коммерческих предложений, полученных ранее. Контракт свыше 100 т.р, но в пределах ограничения, установленного положением о закупках.

Ответ. Конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 3.2 и статьями 3.3 и 3.4 Федерального закона от 18.07.2011№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положения Заказчика. Следовательно, действия Заказчика не должны противоречить указанным нормам.

 

Вопрос 18. Является ли нарушением заключение договора по 223-ФЗ с неуполномоченным лицом (отсутствует доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия) документации, но имеющим ЭЦП этой организации? Необходимо ли требовать от такой организации подтверждение полномочий соответствующего лица? Правомерен ли отказ от заключения договора, если договор подписан неуполномоченным лицом, но имеющим ЭЦП такой организации?

Ответ. Если заключение договора происходит на электронной площадке, то ЭЦП подтверждает полномочия лица. При заключении договора «на бумаге» необходим документ, подтверждающий полномочия (доверенность, приказ).

 

 

 

 

 

Наверх