Доклад на тему: "Результаты правоприменительной практики Краснодарского УФАС России в сфере законодательства Российской Федерации о закупках для государственных и муниципальных нужд за 2 квартал 2020 года"
31 июля 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

С учетом сложившейся эпидемиологической ситуации Краснодарским УФАС России осуществляется рассмотрение жалоб по 44-ФЗ, сведений по реестру недобросовестных поставщиков, внеплановые проверки (на основании обращений), административных дел с использованием видеоконференцсвязи с приоритетном порядке, что позволяет участникам реализовать свои права.

В соответствии с ч. 1 ст.99 44-ФЗ в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (у нас Министерство экономики КК), органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;

2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 6 статьи 4 настоящего Федерального закона, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;

3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Соответственно в зависимости от субъектовости заказчика можно выбирать обжалование в соответствующем контролирующем органе. Многие участники не знают, что Краснодарское УФАС России не контролирует исполнение контрактов, в том числе не осуществляет возбуждение и рассмотрение административных дел по ч.9, ч.10 ст.7.32, 7.29.3 КоАП, не контролирует обоснование цены. Рассмотрение жалоб не осуществляется в отношении результатов оценки по критериям качество, квалификация. Обжалование результатов осуществляется в судебном порядке. Если участнику не понятен расчет баллов, существует право на запрос о разъяснении результатов оценки в целях дальнейшего принятия решения об обжаловании в судебном порядке. В управлении сложилась судебная практика, что как правило в протоколах рассмотрения и оценки, итоговых протоколах было наглядным образом виден расчет баллов по таким критериям.

Во втором квартале 2020 года рассмотрена 741 жалоба; 154 возвращено; обоснованные 266; необоснованные 294; выдано 159 предписаний. По обращениям и информации проведено 98 внеплановых проверок, выдано 23 предписания. Рассмотрено 192 обращения о включении в РНП (включено 43). Возбуждено и рассмотрено 180 административных дел (выдано 153 постановления о привлечении к административной ответственности).

Обратим внимание на основные нарушения:

С 01.01.2020 вступили в силу изменения ч.3 ст.66 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

При рассмотрении жалоб во втором квартале 2020 года заказчики в документациях продолжают требовать в первой части заявки предоставление сведений в отношении товаров, используемых при выполнении работ, оказании услуг и отказывают в допуске к участию в электронном аукционе. При этом, формально в документации данные товары определены, как поставляемые. В целях исключения жалоб полагаем, что заказчики должны обстоятельно в отношении каждой своей конкретной закупки определить для себя поставляемые товары, как будут ставиться на бухгалтерский учет, на какую статью учета, в каком порядке.

ФАС России в письме от 25.06.202 № ИА/93616/20 даны разъяснения по вопросу установления требований к составу заявки (поставляемы, используемый товар). По мнению ФАС России заказчик не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, если товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи; товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»; товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства, и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).

Также отмечено, что сами по себе требования к качественным характеристикам товара (поставляемому и используемому) устанавливаются заказчиком в соответствии с ч.2 ст.33 44-ФЗ и постановления Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, как для соблюдения интересов заказчика путем обеспечения возможности осуществления проверки качества товара и надлежащего исполнения поставщиком обязательств по контракту, так и для соблюдения прав и интересов участников закупки, которые могут оценить и рассчитать свои возможности для надлежащего выполнения работ и добросовестного исполнения обязательств по контракту. В связи с чем, обращаем внимание лиц, подающих жалобы: наличие указанных требований без конкретизации в заявки не является нарушением 44-ФЗ.

Комиссии заказчиков, уполномоченным органов продолжают выискивать причины по признанию несоответствующими вторых частей заявок участников в части опыта по Постановлению №99. Например, копия контракта, который заключен в соответствии с 44-ФЗ не подписана ЭЦП. ФАС России в письме от 22.05.2020 № ИА/43260/20 даны разъяснения по применению Постановления № 99. В частности, указано, что отсутствие в составе заявки на участие в закупке приложений к копии исполненного контракта (договора), не может являться формальным основанием для отказа в допуске такого участника к участию в закупке. Также управление придерживается позиции ФАС России, что договор субподряда на выполнение отдельных видов строительных работ, представленный участником закупки, не может являться подтверждением опыта в целях применения Постановления № 99.

Одновременно присутствуют случаи, когда участники пытаются «схитрить», предоставив несоответствующий требованиям документации опыт. За отведенный срок для рассмотрения заявок комиссия заказчика не всегда сможет установить недостоверность сведений. Однако не стоит забывать, что в силу п.1) ч.15 ст.95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях: если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

         Также обращаем внимание заказчиков, что дополнительные требования по Постановлению №99 при установлении должны быть указаны в извещении о проведении закупки. В силу ч. 8.2 ст.66 44-ФЗ электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 настоящего Федерального закона в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

Если заказчик не укажет в извещении требование по ч.2 ст.31 44-ФЗ, соответственно возникает ситуация, когда оператор не направляет эти документы заказчику для рассмотрения. В связи с чем, отклонение заявок будет иметь неправомерный характер.

         Обращаем внимание: в июле вступили в силу изменения в Постановление №99. Соответственно при установлении требований необходимо учитывать изменения.

         По вопросу предоставления участниками закупок решений (копии решения) об одобрении крупной сделки ФАС России в письме от 23.07.2020 №ИА/62842/20 разъяснено, что решение (копию решения) о согласии на совершение крупных сделок или о последующем одобрении крупных сделок по результатам электронных процедур от имени участника закупки – юридического лица с указанием максимальных параметров условий одной сделки предоставляется участником при регистрации в ЕИС. Закупочная комиссия заказчика должна принимать решение о соответствии заявки участника требованиям документации на основании совокупности документов и информации, направленных оператором электронной площадки и представленных участником закупки в составе второй части заявки. В случае, если решение об одобрении крупной сделки, направленное оператором, равно или превышает размер ценового предложения участника закупки, предоставление решения об одобрении крупной сделки в составе второй части заявки не требуется и отказ в допуске к участию в закупке по данному основанию не правомерен. В случае, если стоимость заключаемого контракта превышает размер суммы, указанной участником в решении об одобрении крупной сделки в реестре участников в ЕИС, то у участника при подаче заявки на участие в закупке есть возможность внести изменения в размер суммы об одобрении крупной сделки в реестре участников в ЕИС либо предоставить соответствующее ценовому предложению решение об одобрении крупной сделки в составе второй части заявки. В случае предоставления решения об одобрении крупной сделки в составе второй части заявки, отказ в допуске такому участнику на основании несоответствия решения, размещенного в реестре участников в ЕИС, решению об одобрении крупной сделки в составе второй части заявки, неправомерен. Также указано, что требования 44-ФЗ к предоставлению решения об одобрении крупной сделки являются исчерпывающими и предъявление каких-либо дополнительных требований к оформлению и содержанию такого решения является неправомерным.

В связи с чем, обращаем внимание на данные разъяснения, в том числе в целях исключения подачи жалоб, в которых указывается на проведение проверки решений об одобрении сделок.

Продолжает иметь место нарушение 44-ФЗ в части требований к содержанию протоколов (нет понятного обоснования).

Хотелось бы обратить внимание участников при подаче заявок на участие в закупках на поставку медицинских изделий указывать наименование медицинского изделия в соответствии с регистрационным удостоверением, а затем при необходимости уточняющие характеристики. Арбитражный суд КК поддержал данную позицию. Уважаемые заказчики, в качестве рекомендации: хотелось бы чтобы в Инструкциях по заполнению заявки были приведены примеры, которые позволили бы участникам понять требование.

В ч.15 ст.99 44-ФЗ внесены изменения, в частности,  контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям:

4) получение обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Правительство Российской Федерации постановлением от 30.06.2020г. №961 (далее - Постановление) установило предельные размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания конкурса, аукциона или запроса предложений несостоявшимися осуществляется по согласованию с контрольным органом в сфере закупок. С 1 июля 2020 г. в 44-ФЗ внесены изменения, в частности изменения коснулись порядка заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). В соответствии с пунктом 4 части 5 и частью 11 статьи 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство установило предельный размер:

500 млн. руб. - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд (за исключением закупки, осуществляемой путем проведения запроса предложений или запроса предложений в электронной форме в случае их признания несостоявшимися в соответствии с частью 19 статьи 83 или частью 27 статьи 83.1 Федерального закона соответственно или путем проведения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

250 млн. руб. - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд (за исключением закупки, осуществляемой путем проведения запроса предложений или запроса предложений в электронной форме в случае их признания несостоявшимися в соответствии с частью 19 статьи 83 или частью 27 статьи 83.1 Федерального закона соответственно или путем проведения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

 

1 тыс. руб. - при осуществлении закупки путем проведения запроса предложений или запроса предложений в электронной форме в случае их признания несостоявшимися в соответствии с частью 19 статьи 83 или частью 27 статьи 83.1 Федерального закона соответственно или путем проведения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Постановлением также утверждены правила согласования: Обращение о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) формируется заказчиком или уполномоченным органом (уполномоченным учреждением) и направляется в течение 5 рабочих дней с даты: размещения в единой информационной системе протокола, содержащего информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся (в случае, если такой протокол подлежит размещению в единой информационной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом); подписания протокола, содержащего информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся (в случае, если такой протокол не подлежит размещению в единой информационной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом).

Обращение направляется в: а) при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, а также при проведении закрытых способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну; б) при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок; в) при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд - в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, либо орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, в случае осуществления таким органом контроля в сфере закупок на основании соглашения.

С 1 июля установлен новый минимальный размер обеспечения контракта.

В соответствии с ч.6 ст.96 44-ФЗ (с 1 июля) в случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 и 6.2 настоящей статьи. При этом, если:

1) контрактом предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не менее чем в размере аванса, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей части;

2) аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса;

3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 настоящей статьи при заключении контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона), уменьшенной на размер такого аванса.

При этом ч.6 ст.96 44-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.04.2020 N 124-ФЗ) по соглашению сторон применяется к отношениям по исполнению контракта, заключенного до 01.07.2020, либо контракта, извещения о котором размещены, приглашения направлены до 01.07.2020.  Таким образом, можно воспользоваться данным правом при наличии условий.

 

 

 

Наверх