Доклад на тему: "Злоупотребление доминированием наказуемо"
31 июля 2020, 15:12
Тип документа:
Доклады

Антимонопольным законодательством (Законом о защите конкуренции) предусмотрен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.  

Краснодарское УФАС России рассмотрело заявление ООО «БФИ» на действия ООО «АНРОСКРЫМ» по вопросу отказа от заключения договора по предоставлению путей и аппарели для наката/выката вагонов на паром в морском порту Кавказ.

ООО «БФИ» с целью осуществления перевозок на линии «Кавказ – Керченский морской рыбный порт», а также самостоятельного оперирования  паромом «ТФМ-1» направило в адрес ООО «АНРОСКРЫМ» предложение о заключении договора по предоставлению железнодорожного подъемно-переходного моста (аппарели) и путей надвига в порту Кавказ  (письмо  исх. № 451 от 20.12.2017).

Согласно заявлению ООО «БФИ» при постановке парома «ТФМ-1» под погрузку/выгрузку вагонов, ООО «АНРОСКРЫМ» отказало в предоставлении путей и аппарели для наката/выката вагонов на паромы.

Переписка, имеющаяся в Управлении, свидетельствует об уклонении ООО «АНРОСКРЫМ» от заключения договора с ООО «БФИ» по предоставлению железнодорожного подъемно-переходного моста (аппарели) и путей надвига в порту Кавказ, что ущемляет интересы ООО «БФИ» при осуществлении хозяйственной деятельности в морском порту Кавказ.

ООО «АНРОСКРЫМ» владеет на праве собственности железнодорожным переходным мостом (аппарелью) с постом управления и береговой опорой (свидетельство о государственной регистрации права 23-АЖ №500257).

ООО «АНРОСКРЫМ» является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим услуги по предоставлению железнодорожного подъемно – переходного моста (аппарели) в морском порту Кавказ.

В соответствии с пп. 3, 4 ст. 16 Закона о морских портах № 261 операторы морских терминалов и иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны обеспечить равный доступ к услугам в морских портах, открытость сведений о таких услугах; не допускать действий (бездействия), признанных в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Таким образом, ООО «АНРОСКРЫМ» занимает доминирующее положение в географических границах морского порта Кавказ на рынке оказания услуг по предоставлению железнодорожного подъемно – переходного моста (аппарели), с долей 100%.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст.10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Краснодарским УФАС России в действиях (бездействии) ООО «АНРОСКРЫМ» установлены признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в уклонении от заключения договора по предоставлению путей и аппарели для наката/выката вагонов на паром «ТФМ-1» в морском порту Кавказ, что приводит к ущемлению интересов ООО «БФИ».

Руководствуясь статьей 39.1 Закона о защите конкуренции ООО «АНРОСКРЫМ» выдано предупреждение в срок до 28.11.2018 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В установленный срок ООО «АНРОСКРЫМ» предупреждение не исполнено.

На основании ч. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции Краснодарским УФАС России возбуждено дело в отношении ООО «АНРОСКРЫМ».

ООО БФИ» является субарендатором гидротехнического сооружения пирса № 6 в порту Кавказ и оказывает услуги со стыковкой судна к аппарели, содержанием необходимой для этих цели инфраструктуры (причалы № 5,6 пирса № 6) и персонала.

ООО «БФИ» владеет железнодорожным паромом «ТФМ-1» на праве аренды бербоут-чартера  № 8-2014/В от 25.09.2014, заключенного между ПАО «ТрансФин-М» и ООО «БФИ», регион эксплуатации Азово-Черноморский бассейн (письмо ООО «БФИ» исх. № 39 от 21.02.2019).

ООО «БФИ» вправе распоряжаться своим имуществом самостоятельно, вправе ставить свои паромы для осуществления перевоза одновременно нескольких судоходных линиях и оперировать судами в зависимости от наличия грузов и экономической целесообразности, а также вправе передавать свои суда в пользование другим компаниям.

Паром «ТФМ-1» отвечает техническим возможностям стыковки к аппарели и регулярно загружается через аппарель при обслуживании линии «Кавказ –Поти», технически готов к приему вагонов в морском порту Кавказ.

Для осуществления перевозок ООО «БФИ» получило разрешение на включение порта Керчь в линию Ю-6/2 (письмо ФАМРТ № ЮК27/15461 от 28.12.2017).

ООО «БФИ» направило в адрес ООО «АНРОСКРЫМ» письмо исх. № 31 от 11.02.2019 о заключении договора о предоставлении путей и аппарели для наката/выката вагонов на паром «ТФМ-1», с приложением подписанного со своей стороны договора на 2019 год.      

На дату рассмотрения дела 18.04.2019 договор не заключен, что свидетельствует об уклонении ООО «АНРОСКРЫМ» от заключения договора с ООО «БФИ» по предоставлению путей и аппарели для наката/выката вагонов на паром «ТФМ-1» в морском порту Кавказ на 2019 год.

  В действиях ООО «АНРОСКРЫМ» установлен факт нарушения антимонопольного законодательства путём злоупотребления доминирующим положением, который подтвержден вступившими в законную силу решениями судов трёх инстанций.

За указанное нарушение Общество привлечено к административной ответственности.

Также, Верховный суд Российской Федерации вынес определение об отказе в передаче кассационной жалобы ООО «АНРОСКРЫМ» на рассмотрение в Судебную коллегию по экономическим вопросам.

 

 

Отдел контроля экономической концентрации проверок и анализа осуществляет пресечение согласованных действий и соглашений, запрещаемых Законом о защите конкуренции.

 

Краснодарским УФАС России возбуждено дело в отношении Администрации МО Щербиновский район и ООО ОП «Вымпел» по признакам нарушения п.4 ст. 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении соглашения, направленного на определение одной охранной организации ООО ОП «Вымпел» в качестве исполнителя контрактов на оказание услуг по охране зданий и территории во всех образовательных учреждениях Щербиновского района, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Основанием послужили материалы проверки, проведенной прокуратурой Щербиновского района, содержащие сведения о возможном нарушении администрацией муниципального образования Щербиновский район и ООО ОП «Вымпел» антимонопольного законодательства при заключении образовательными учреждениями Щербиновского района контрактов на оказание услуг по охране зданий и территории.

Комиссия, изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле № 023/01/16-1453/2020 доказательства, установила следующее.

и.о. начальника отдела образования администрации МО Щербиновский район, по поручению заместителя главы администрации МО Щербиновский район, посредством рассылки голосового сообщения с использованием мессенджера WhatsАpp сообщила руководителям образовательных учреждений о принятом решении по определению исполнителя услуг по охране зданий и территории  с указанием заключения ими в приоритетном порядке договоров с ООО ОП «Вымпел», а также о необходимости прекращения действия договоров с ранее оказывающими услуги хозяйствующими субъектами, что подтверждается разговором, записанным на оптический носитель, а также письменными объяснениями опрашиваемых прокуратурой Щербиновского района лиц и материалами проверки.

В результате соглашения между Администрацией МО Щербиновский район и ООО ОП «Вымпел» 31.10.2019 32-мя образовательными учреждениями Щербиновского района на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе заключены контракты на оказание услуг охраны зданий и территорий с ООО ОП «Вымпел».

Правоотношения в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Согласно частям 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (части 1, 2, 5 статьи 24 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции Краснодарским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции.

Рынок по оказанию услуг по охране не является закрытым и ограниченным в связи с тем, что любой хозяйствующий субъект (юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя), осуществляющий указанные в соответствии ЕГРЮЛ виды деятельности вправе оказывать услуги по охране, в том числе участвуя, в торгах, следовательно, является конкурентным.

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Препятствий для самостоятельного определения образовательными учреждениями (заказчиками) исполнителя услуг в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе не установлено.

ООО ОП «Вымпел» совместно с представителями администрации муниципального образования Щербиновский район осуществили обход образовательных учреждений с проектами договоров с целью их заключения.

Действия администрации муниципального образования Щербиновский район и ООО ОП «Вымпел», направленные на заключение между образовательными учреждениями и ООО ОП «Вымпел» контрактов (договоров), без возможности самостоятельного выбора контрагента образовательными учреждениями, предоставление ООО «Вымпел» в приоритетном порядке информации о дате, времени и месте подписания контрактов, объеме работ, являются незаконными и направлены на ограничение допуска на рынок иных хозяйствующих субъектов, оказывающих аналогичные услуги.

Управлением, в действиях администрации муниципального образования Щербиновский район и ООО ОП «Вымпел», направленных на определение ООО ОП «Вымпел в качестве исполнителя контрактов на оказание услуг по охране зданий и территории во всех образовательных учреждениях Щербиновского района, установлен факт нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

В связи с тем, что заключенные контракты по представлению прокуратуры Щербиновского района расторгнуты, предписание не выдавалось.

 

 

 

Ежемесячный мониторинг оптовых цен на минеральные удобрения

 

Управление осуществляет ежемесячный мониторинг оптовых цен на минеральные удобрения. Крупнейшими поставщиками минеральных удобрений на территории Краснодарского края являются ООО «ФосАгро-Кубань», ООО «ЕвроХим ТрейдингРус».

В 2018 Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.03.2018 № 532-р утвержден план мероприятий («дорожная карта») по развитию производства минеральных удобрений на период до 2025 года.

В настоящее время одним из приоритетных направлений развития конкуренции на рынках товаров является биржевая торговля товарами, в том числе минеральными удобрениями, включая формирование биржевых и внебиржевых индикаторов цен на минеральные удобрения.

Контроль за ростом цен на минеральные удобрения обусловлен необходимостью улучшения ситуации по закупкам минеральных удобрений сельхозтоваропроизводителям, а также развитием биржевой торговли и привлечением хозяйствующих субъектов к участию в биржевых торгах

Вопросы развития механизмов биржевой торговли минеральными удобрениями и нефтепродуктами на территории Краснодарского края, обсуждаются ФАС России с сырьевыми биржами, с участием представителей органов власти, а также с сельхозтоваропроизводителями.

Наверх