Доклад на тему: "Результаты правоприменительной практики Краснодарского УФАС России по подключению к электрическим сетям"
15 мая 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

Согласно преамбуле Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, в целях содействия развитию конкуренции на рынке производства и сбыта электрической энергии, защиты прав потребителей электрической энергии и в соответствии со статьями 20, 21, 25 и 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации Федеральная антимонопольная служба является  уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Краснодарское УФАС России в рамках контроля за соблюдением  субъектами естественной монополии порядка подключения (технологического присоединения)  привлекает к административной ответственности по ст. 9.21КоАП РФ.

Основными нарушениями порядка подключения к электрическим сетям являются следующие нарушения: неисполнение мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям в срок согласно п.16 Правил №861; не направление проекта договора и технических условий в адрес заявителя по результатам рассмотрения заявки в срок, предусмотренный п.15 Правил №861;  нарушение порядка переоформления технической документации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2017 № 557 были внесены изменения в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств № 861 и Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии № 442.

Согласно данным нововведениям была упрощена процедура заключения договора с энергосбытовой организации, а также исключена необходимость для потребителя в целях обеспечения энергоснабжения заключаемых объектов обращаться в различные организации.

Краснодарским УФАС России установлено, что со стороны Сетевых организаций, в частности со стороны  ПАО «Кубаньэнерго» недобросовестно реализуются указанные положения Правил технологического присоединения, а именно при проведении проверки по доводам жалоб заявителей на нарушение сроков технологического присоединения к электрическим сетям  установлено, что при составлении Актов допуска приборов учета в эксплуатацию – в нарушении требований Правил технологического присоединения № 861 указано: «прибор учета не допущен», «рубильник в положении отключено», ввиду отсутствия у потребителя договора энергоснабжения.

 

 

Поведение сетевых организаций и возникший негативный резонанс хозяйствующего субъекта (субъекта естественной монополии) постоянно контролируются антимонопольным органом в лице Краснодарского УФАС России.

А именно: Согласно п.7 Правил №861, процедура технологического присоединения включает в себя в том числе:

д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено"). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата.

Согласно п. 82 Правил №861, проверка выполнения заявителем технических условий в случаях, когда не требуется согласование технических условий с субъектом оперативно-диспетчерского управления, осуществляется сетевой организацией и включает следующие мероприятия:

а)  проверка соответствия технических решений, параметров оборудования (устройств) и проведенных мероприятий, указанных в документах, представленных заявителем в соответствии с пунктом 85 настоящих Правил, требованиям технических условий;

б)    осмотр сетевой организацией присоединяемых электроустановок заявителя, построенных (реконструированных) в рамках выполнения технических условий, на соответствие фактически выполненных заявителем мероприятий по технологическому присоединению техническим условиям и представленной заявителем проектной документации, а в случаях, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной, - на соответствие требованиям, определенным в технических условиях.

В соответствии с п.82(1) Правил №861, одновременно с осмотром присоединяемых электроустановок заявителя осуществляется допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном разделом X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии.

При этом для допуска к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии сетевая организация обязана в сроки и в порядке, которые предусмотрены разделом X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, обеспечить приглашение для участия в процедуре указанного допуска субъекта розничного рынка, указанного в заявке, с которым заявитель намеревается заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), либо субъекта розничного рынка, с которым заявителем заключен указанный договор, а также иных субъектов розничных рынков, приглашение которых для допуска к эксплуатации прибора учета электрической энергии является обязательным в соответствии с разделом X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии. Сетевая организация несет перед заявителем ответственность за неприглашение на процедуру допуска прибора учета электрической энергии к эксплуатации субъектов розничных рынков, указанных в настоящем пункте, в сроки и в порядке, которые предусмотрены разделом X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, и обязана в этом случае возместить заявителю расходы, понесенные им в результате применения расчетных способов определения объемов безучетного потребления электрической энергии в отношении соответствующих энергопринимающих устройств.

15(1) Сетевая организация в срок не позднее 2 рабочих дней с даты заключения договора с заявителем обязана направить в письменном или электронном виде в адрес субъекта розничного рынка, указанного в заявке, с которым заявитель намеревается заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств, технологическое присоединение которых осуществляется, копию подписанного с заявителем договора и копии документов заявителя, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, имеющихся у сетевой организации на дату направления, а также копию заявки о технологическом присоединении соответствующих энергопринимающих устройств, в которой указан гарантирующий поставщик или энергосбытовая (энергоснабжающая) организация в качестве субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить соответствующий договор.

  Пункт 19 (1) Сетевая организация не позднее 2 рабочих дней со дня подписания заявителем и сетевой организацией акта об осуществлении технологического присоединения, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил) направляет в письменном или электронном виде копии указанных актов в адрес субъекта розничного рынка, с которым заявителем заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в отношении энергопринимающих устройств, технологическое присоединение которых осуществляется, либо в случае отсутствия информации у сетевой организации о заключении такого договора на дату отправления - в адрес субъекта розничного рынка, указанного в заявке, с которым заявитель намеревается заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).

Арбитражными судами было указано сетевым организациям, что фиксация коммутационного аппарата в положение «включено» продиктованы прямым указанием закона, и отклонены доводы об избежание негативных последствий для потребителя.

Техническими условиями, которые являются неотъемлемым приложением к Договору, со стороны Сетевой организации предусмотрен комплекс мероприятий по технологическому присоединению, в том числе осуществление проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ. В свою очередь со стороны                       ПАО «Кубаньэнерго» не представлены документы, подтверждающие выполнение указанных работ в срок, предусмотренный Договором.

В обоснование своей позиции Сетевая организация ссылалась на отсутствие уведомления о выполнении технических условий со стороны Заявителя, а также встречный характер договорных обязательств.

Вместе с тем, в соответствии с разъяснениями ФАС России от 05.12.2017 № ВК/85179/17, Правилами № 861 действительно предусмотрена обязанность направления уведомления об исполнении технических условий только со стороны заявителя.

Техническими условиями, которые являются неотъемлемым приложением к Договору, со стороны Сетевой организации предусмотрен комплекс мероприятий по технологическому присоединению, в том числе осуществление проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ. В свою очередь со стороны                    ПАО «Кубаньэнерго» не представлены документы, подтверждающие выполнение указанных работ в срок, предусмотренный Договором.

В обоснование своей позиции Сетевая организация ссылалась на отсутствие уведомления о выполнении технических условий со стороны Заявителя, а также встречный характер договорных обязательств.

Вместе с тем, в соответствии с разъяснениями ФАС России от 05.12.2017 № ВК/85179/17, Правилами № 861 действительно предусмотрена обязанность направления уведомления об исполнении технических условий только со стороны заявителя.

При этом, неисполнение обязательства одной из сторон договора технологического присоединения, не влечет для другой право не исполнять свои обязательства.

Сетевая организация, в независимости от бездействия потребителя должна выполнить мероприятия, возложенные на нее договором.

Общество, заключив с потребителем публичный договор, возложило на себя обязательства  по  исполнению  условий  данного  договора  в  предусмотренные Правилами технологического присоединения № 861 сроки.

соответствии с пунктом 8 Правил № 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8 (1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям № 4-7 любым способом ее подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой организации). К заявке прилагаются следующие документы:а) план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

План энергопринимающих устройств заявитель может составить самостоятельно, однако указанное обстоятельство не свидетельствует, что распечатка публичной кадастровой карты может заменить такой план без указания на этом плане местонахождения энергопринимающих устройств представленная в качестве плана расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации распечатка публичной кадастровой карты не может является планом, ввиду того, что, земельный лесной участок не является энергопринимающим устройством в понятиях ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», а также п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861), следовательно, и данные публичной кадастровой карты о земельном участке не являются планом расположения энергопринимающих устройств.

Наверх