Доклад Сиргунина
06 декабря 2019, 15:10
Тип документа:
Доклады

 

 Краснодарское УФАС России в 2019 году продолжило работу по выявлению и пресечению нарушений Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» со стороны органов власти Краснодарского края, в связи с чем, полагаем необходимым довести до сведения информацию о наиболее часто встречающихся нарушениях, а также о мерах антимонопольного контроля, принятых Управлением в данной сфере в текущем году.

  1. Наиболее распространенным нарушением по прежнему остается заключение договоров предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным и муниципальным имуществом без проведения соответствующих конкурсных процедур.

Согласно статье 17.1 Федерального Закона о Защите конкуренции, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Также, вышеуказанная статья предусматривает ряд исключений, когда при предоставлении государственного или муниципального имущества конкурсные процедуры не проводятся.

В связи с вышеизложенным наиболее часто встречаются нарушения со стороны органов власти при передаче в обход конкурсных процедур сетей водоснабжения. Так как проведение конкурса на право заключения концессионных соглашений является трудоемким процессом, договоры аренды сетей водоснабжения заключаются в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, а именно заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, в том числе договоров аренды, может быть осуществлено без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров при предоставлении указанных прав на такое имущество на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Вместе  с  тем, по истечении предельного срока аренды сетей водоснабжения, указанные сети обратно не возвращались, а по истечении шести последовательных календарных месяцев договоры перезаключались на новый срок с учетом исключения, предусмотренного п.11 ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции.

В Указанных случаях Краснодарское УФАС России возбуждает дела о нарушении антимонопольного законодательства, а по результатам рассмотрения выдает предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства., а ответственные должностные лица привлекаются к административной ответственности по ч.1 ст.14.9 КоАП РФ.

  1. С учетом специфики края, на втором месте среди нарушений является предоставление определенным хозяйствующим субъектам преимущественного права на размещение нестационарных торговых объектов. Указанные нарушения выражаются как в действиях, так и бездействии органов местного самоуправления.

Так, например непроведение конкурсов на размещение НТО приводит к необоснованному ограничению конкуренции хозяйствующих субъектов в получении права размещения нестационарных торговых объектов на парковых, пляжных территориях муниципальных образованиях.

Длительное непринятия органом местного самоуправления действий, направленных на демонтаж незаконно установленной конструкции (не выдает соответствующее предписание, не обращается в суд), в связи с чем владелец НТО получает необоснованное преимущество при осуществлении своей предпринимательской деятельности, такое бездействие органа местного самоуправления нарушает статью 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

Не реализация своих функциий по контролю за размещением НТО, не включенных в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории МО также необоснованно предоставляет преимущества отдельным хозяйствующим субъектам.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлена обязанность размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов путем проведения конкурсной процедуры.

Порядок проведения указанных конкурсных процедур утверждается органами местного самоуправления, что позволяет установить требования к участникам, которые влекут к уменьшению хозяйствующих субъектов, которые могут участвовать в конкурсах на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов.

Критерии оценки и требования к документам, которым присваиваются баллы, в соответствии с утвержденными конкурсными документациями не предусматривают участие новых организаций выходящих на рынок услуг на территории конкретных муниципальных образованиях. Устанавливаются положения, которые содержат в себе ряд противоречий, позволяющих Организатору торгов субъективно оценивать состав заявки участников, а также признавать победителя.

В указанных случаях Краснодарское УФАС России в соответствии со ст.39.1 Федерального закона о Защите конкуренции выдает предупреждения об устранении признаков нарушения антимонопольного законодательства.

За 11 месяцев Краснодарским УФАС России  выдано 7 предупреждений.

  1. Также наиболее распространенным нарушением является бездействие органов местного самоуправления, выраженное в непринятии мер по демонтажу незаконно установленных и эксплуатируемых рекламных конструкций (без действующих разрешений и (или) договоров) на подведомственной им территории.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются согласно части 10 статьи 19 Закона о рекламе. При этом данная же норма определяет последствия выявления конструкции, установленной и эксплуатируемой без соответствующего разрешения - такая конструкция подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

При этом выдача предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой в отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, срок действия которого не истек, а также демонтаж рекламной конструкции, в случае, установленном Законом о рекламе, является обязанностью, а не правом органа местного самоуправления.

Неисполнение указанной обязанности органом местного самоуправления, может подпадать под признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Части 10, 21, 21.1, 21.2, 21.3 статьи 19 Закона о рекламе предусматривают действия органов местного самоуправления в случае выявления рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также действия органа местного самоуправления, если владелец рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой без действующего разрешения, не выполнит предписание органа местного самоуправления.

При отсутствии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, такая рекламная конструкция должна быть демонтирована, в том числе в порядке, предусмотренном частями 10, 21, 21.1, 21.2, 21.3 статьи 19 Закона о рекламе.

Таким образом, в бездействии органов местного самоуправления муниципальных районов или городских округов содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в неисполнении обязанности по осуществлению действий по демонтажу рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без действующего разрешения.

Также часто выявляемым в действиях (бездействии) органов местного самоуправления нарушением антимонопольного законодательства в сфере наружной рекламы, является предоставление места для размещения и эксплуатации рекламной конструкции для размещения рекламы конкретному хозяйствующему субъекту без проведения конкурентных процедур.

Одной из целей законодательства Российской Федерации о рекламе является развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции (статья 1 Закона о рекламе).

В силу части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исключительно на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Процедура проведения торгов на право установки и эксплуатации рекламных конструкций, предусмотренная законодательством Российской Федерации о рекламе, направлена на развитие и поддержание рыночной экономики и конкурентных отношений в сфере наружной рекламы на территории регионов Российской Федерации, обеспечивает недискриминационные (равные) условия доступа всех участников экономических отношений, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере наружной рекламы, снижает барьеры входа в данную сферу экономической деятельности и вероятность создания в данном секторе экономики региона Российской Федерации условий недопущения, ограничения, устранения конкуренции.

Проведение органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов на право установки и эксплуатации рекламных конструкций повышает экономическую эффективность и конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, обеспечивает развитие и поддержание достигнутого уровня конкуренции на местном региональном уровне, а также способствует экономическому развитию всего муниципального образования.

Учитывая изложенное, действия органов местного самоуправления по предоставлению мест на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, для установки и эксплуатации рекламной конструкции в целях размещения рекламы конкретному хозяйствующему субъекту без проведения конкурентных процедур будут содержать признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

  1. По прежнему продолжаются нарушения со стороны органов власти, выражающиеся в непроведении открытых конкурсов по отбору управляющих компаний в домах, где собственниками способ управления не выбран и не реализован. Неисполнение обязанности, предусмотренной ЖК РФ влечет за собой нарушение ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Также  в соответствии с ч.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе, на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с действующим законодательством.

О типичных нарушениях, которые допускаются уполномоченными органами в ходе проведения торгов расскажет заместитель начальника отдела контроля органов власти  Краснодарского УФАС России Бабакова Юлия Сергеевна.

 

 

Приложенные файлы
Доклад_9_Сиргунина-1575634242.docx (22,8 КБ)
Наверх