Доклад Гапонов
06 декабря 2019, 15:00
Тип документа:
Доклады

1. В рамках осуществления контроля в соответствии с Законом о контрактной системе Краснодарское УФАС России  обращает внимание участников закупок, что жалобы на действия операторов электронной площадки, федеральных судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанции подаются в ФАС России. Жалобы на заказчиков Краснодарского края, которые осуществляют закупки в рамках государственного оборонного заказа подаются в Ростовское УФАС России. Также в настоящий момент приняты изменения в Закон о контрактной системе, позволяющие обжаловать действия комиссий, заказчиков, уполномоченных органов, осуществляющих закупки для нужд субъекта и муниципальных нужд при проведении электронных процедур, в том числе, в министерство экономики Краснодарского края.

Кроме того, в 44-ФЗ в ст.99 указана подведомственность проведения проверок по контролю (например, исполнение контрактов, обоснование НМЦК). При этом в рамках осуществления контроля, предусмотренного п.п.1-3 ч.8 ст.99 44-ФЗ предписания выдаются до окончания срока подачи заявок.

 

2. Одним из видов распространенных жалоб в текущем периоде являлось  обжалование порядка определения победителя электронного аукциона в части того, что Заказчиками не учитываются положения Приказа Минфина России от 4 июня 2018 г. № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Заказчики считают, что регистрационное удостоверение является документом, подтверждающим стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций. Данный вывод не соответствует положениям законодательства.

Согласно п.1 постановления Правительства № 1289 установить, что для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:

содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;

не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона «О защите конкуренции», при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).

Согласно п.1.1, 1.2 постановления Правительства № 1289 в случае если после отклонения заявок (окончательных предложений) в порядке, установленном пунктом 1 настоящего постановления, хотя бы одна заявка (окончательное предложение) содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1.1 настоящего постановления, является декларирование участником закупки в заявке (окончательном предложении) сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. № 77 «Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств», и сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.

Согласно п.1.4 Приказ Минфина России от 4 июня 2018 г. № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в случае отклонения заявок (окончательных предложений) в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене контракта при совокупности следующих условий:

а) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств;

б) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки соответствует требованиям документации о закупке;

в) таким участником закупки предложена цена контракта, которая является наименьшей среди участников закупки (при наличии таких участников закупки), заявки которых не отклонены в соответствии с пунктом 1 Постановления № 1289 и при этом соответствуют совокупности условий, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего подпункта;

г) таким участником закупки предложена цена контракта, которая не превышает более чем на 25 процентов наименьшее предложение о цене контракта в случае его подачи участником закупки (при наличии такого участника закупки), заявка которого не отклонена в соответствии с пунктом 1 Постановления № 1289, но не соответствует условию, указанному в подпункте «а» настоящего подпункта.

В составе второй части заявки для применений п.1.4 приказа участники представляют документ, содержащий сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза, выдаваемый Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке. Таким образом, напоминаем о соблюдении законодательства при рассмотрении заявок.

Продолжают иметь место нарушения в проекте контракта при установлении ответственности в соответствии с постановлением Правительства РФ №1042, нарушение сроков установления окончания подачи заявок при обязательном прохождении контроля после которого размещается извещение о проведении закупки.

 

3. С 01.07.2019 вступили изменения в ст.33 Закона о контрактной системе. В соответствии с п. 8) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.

Согласно ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющие архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Проектная документация определяет объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, при этом смета является частью проектной документации.

В соответствии с ч.1 ст.743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

Ч.6 ст.52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объект капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

Состав проектно-сметной документации определен ст.48 ГрК РФ и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87.

Из анализа Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию следует, что проектная документация состоит из текстовой части, которая содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения; из графической части, которая отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме, иными словами содержит требования к результату выполняемых работ.

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

В п.5 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, слуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017), в котором указано, что при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектно-сметная документация подлежит размещению в составе документации о закупке на официальном сайте в ЕИС.

В составе документации размещаются локальный сметный расчет, ведомости объемов работ, которые являются разделами проектной документации.

В соответствии с ч. 3.1 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Согласно ч. 3 ст. 68 Закона о контрактной системе днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.

ФАС России обратило внимание, что в соответствии с градостроительным законодательством в рамках подготовки проектной документации по капремонту заказчиком самостоятельно утверждаются отдельные разделы проектной документации, в том числе может быть подготовлена только смета. Таким образом, при проведении капитального ремонта объекта капстроительства заказчик обязан применять положения п.8) ч.1 ст.33 и п.1) ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе. Заказчику надлежит требовать от участника в первой части заявки только согласие.  Я еще раз хочу обратить внимание всех заказчиков на внесенные в изменения, поскольку на сегодняшний день продолжается проведение закупок по строительству, реконструкции, капитальному ремонту с нарушениями: заказчики продолжают устанавливать в документации сведения о товарах, материалах используемых при выполнении работ, что является недопустимым.

 

4. Однозначная позиция ФАС России сложилась в отношении закупок недвижимого имущества: покупка объекта недвижимого имущества, который будет создан в будущем, является «обходом» положений Закона о контрактной системе, а также в отношении закупок в соответствии с п.11) ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе: закупаемые товары (работы, услуги) должны быть выполнены (оказаны) и произведены исключительно соответствующими учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, а указанные обстоятельства должны подтверждаться документами, из которых следует кто является производителем товара (например, сертификатами соответствия, декларациями соответствия).

 

5. При проведении закупок на приобретение жилого помещения управление столкнулось с тем, что заказчики отказываются вносить в проект контракта информацию о собственнике жилья, интересы которого представляет представитель по доверенности, ссылаясь на то, что собственник не зарегистрирован в ЕИС. Арбитражный суд Краснодарского края (дело №А32-34056/19) указал, что контракт заключается между заказчиком и участником на основании доверенности в интересах собственника жилья. Представитель собственника объекта недвижимого имущества по доверенности, получивших аккредитацию на электронной площадке, имеет право участвовать от имени собственника в электронном аукционе и использовать свою электронную цифровую подпись при подписании контракта.

 

6. Также суд прошли решения, где заказчики отказывали участникам, применяющим упрощенную систему налогообложения исключать из контракта НДС. С учетом позиции судов и ФАС России контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя.

Немало споров возникало при расчете цен за единицу товара, работы, услуги при проведении закупок в соответствии с п.2) ст.42 44-ФЗ. Победители таких торгов имели намерения рассчитывать цены непропорционально снижению в ходе аукциона. До настоящего времени данной нормы, позволяющей заказчику так поступать не было. Заказчики не соглашались, считали, что это ущемляет их права. В связи с чем, в данных ситуациях управление вставало на сторону участника. Сейчас этот пробел урегулирован законом. 2.1. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, с использованием единой информационной системы в сфере закупок в проект контракта включаются максимальное значение цены контракта, цена единицы товара, работы, услуги. При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены таких единиц, указанных в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт.

7. По административным делам. Хотелось бы обратить внимание должностных лиц, в отношении которых возбуждено административное производство по ч.1 ст.7.32.5 КоАП прокурорами или контрольными органами на следующую позицию ФАС России. Закупка не может быть осуществлена в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчика. При этом объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.32.5 КоАП, состоит в нарушении должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд. При отсутствии доведенных лимитов бюджетных обязательств отсутствует объект административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.32.5 КоАП, в связи с чем, должностное лицо заказчика не подлежит привлечению к административной ответственности за данное правонарушение. Вместе с тем, ст.15.15.11 КоАП предусмотрена административная ответственность за несвоевременное распределение, отзыв либо доведение до распорядителей или получателей бюджетных средств бюджетных ассигнования и (или) лимитов бюджетных обязательств.

Бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарное предприятие является субъектом контроля в соответствии с Законом о контрактной системе в тех случаях, когда осуществляет закупку в соответствии с Законом о контрактной системе. Таким образом, в случае нарушения срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок за счет собственных средств бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием в соответствии с Законом о контрактной системе, в том числе неисполнения обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, должностные лица заказчика подлежат привлечению к административной ответственности по ст.7.32.5 КоАП.

В части привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст.7.32.5 КоАП при отсутствии доведенных бюджетных ассигнований в период возникновения обязательств по оплате или авансированию. Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты. В случае, если при рассмотрении вопроса о возбуждении административного дела, рассмотрении административного дела установлено, что несвоевременная оплата по контракту связана с несвоевременным распределением, отзывом либо доведением до распорядителей или получателей бюджетных средств бюджетных ассигнований, дело не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в соответствии с п.2) ч.1ст.24.5 КоАП. Материалы подлежат направлению в соответствии с подведомственностью для рассмотрения по ст.15.15.11 КоАП.

Соответственно, если лимиты бюджетных обязательств и ассигнований доведены своевременно, должностное лицо подлежит административной ответственности.

 

8. С 15.11.2019 вступило в силу постановление Правительства от 05.11.2019 №1401 «О типовых формах заявок на участие в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, требованиях к содержанию, составу, порядку разработки типовой документации о закупке и внесении изменения в дополнительные требования к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок»

Во-вторых, хочу обратить внимание на изменение п.1) ч.13 ст.34 44-ФЗ (с 01.10.2019) – в случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа. Соответственно в ст.42 44-ФЗ также внесено изменение добавлен п.12), что необходимо указывать размер аванса (если предусмотрена выплата аванса).

В-третьих, в соответствии с ч.11 ст.34 44-ФЗ вступил в силу приказ Министерства транспорта РФ от 05.02.2019 №37 «Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции), капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений и информационной карты типовых условий контракта».

 

Во избежание жалоб на положения документации при размещении закупок необходимо обращать внимание на изменения, внесенные в 44-ФЗ и подзаконные акты.

Приложенные файлы
доклад_контроль_закупок-1575633601.docx (50,2 КБ)
Наверх