Доклад Мартынов С.В.
22 марта 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

В последнее время, в целом, наблюдается сокращение количества жалоб, представляемых потенциальными участниками закупок на положения документаций о закупках, на действия (бездействие) участников закупочного процесса. Однако, количество обоснованных жалоб, подтверждающих нарушения законодательства о контрактной системе со стороны заказчиков, уполномоченных органов, по-прежнему, остаётся достаточно большим. Следует отметить, что не всегда в этом есть прямая вина заказчика либо уполномоченного органа. Именно несовершенство законодательства, регулирующего закупочный процесс, зачастую приводит к «вынужденным» нарушениям.

Предлагаем рассмотреть наши предложения по решению вопросов, возникающих в ходе практического применения законодательства о контрактной системе.

Одним из актуальных вопросов, возникающих при формировании таких закупочных документов, как план-график, извещение, аукционная документация, является вопрос применения каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) и проблемы, связанные с таким применением:

1) Частью 4 статьи 23 Закона о контрактной системе определено, что наименование объекта закупки должно указываться в соответствии с КТРУ.

В силу части 6 данной статьи Правительством Российской Федерации утверждены Правила формирования и ведения и Правила использования указанного каталога (постановление от 08.02.2017 № 145).

В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога при формировании объекта закупки заказчики обязаны применять информацию, включённую в позицию каталога, в частности в отношении:

- наименования товара, работы, услуги;

- единиц измерения количества товара, работ, услуг (по общим правилам единица измерения указывается в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94);

- описания объекта закупки, в том числе характеристик товара, работы, услуги (функциональных, технических, качественных характеристик).

В то же время, пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе (далее – Закон о КС) установлено следующее правило описания объекта закупки: - использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Таким образом, заказчик при формировании описания объекта закупки, с одной стороны, должен руководствоваться позициями КТРУ, с другой стороны - правилами, установленными статьёй 33 Закона о КС.

Однако, на практике встречаются случаи, когда описание объекта закупки, в том числе характеристики товара, указанные в каталоге, не соответствуют аналогичным характеристикам товара, установленным соответствующим ГОСТом.

Так, например, при закупке бумаги форматной, значение характеристики «Масса бумаги площадью 1кв.м., г», указанной в КТРУ, не соответствует значениям, установленным ГОСТами Р 57641-2017, Р 58106-2018.

 

2) Каталог товаров, работ, услуг содержит целый ряд позиций с объектом закупки - Услуги частной охраны (выставление поста охраны). Одной из характеристик данной услуги является - «Вид услуги по охране» с идентичным описанием во всех позициях каталога, содержащим перечень видов охранных услуг, за исключением такого вида как «Защита жизни и здоровья граждан».

Вместе с тем, статьёй 3 Федерального закона от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» вид охранной деятельности «Защита жизни и здоровья граждан» предусмотрен.

Таким образом, перечень видов услуг по охране, указанный в КТРУ, является не полным, в связи с чем, заказчик, при формировании закупочной документации, один из основных видов услуги - «Защита жизни и здоровья граждан» вынужден указывать в качестве дополнительной характеристики, при этом в соответствии с Правилами использования каталога заказчик должен обосновать свое решение о введении такой дополнительной характеристики объекта закупки.

 

3) Остается не урегулированным вопрос о порядке использования каталога в случаях, когда наименование товара, работы, услуги в каталоге и планируемые к закупке заказчиком совпадают, но характеристики такого товара, работы, услуги (значения показателей) необходимые заказчику в каталоге отсутствуют.

Например, к закупке планируется системный блок. Данный товар в каталоге есть. Одним из обязательных показателей является накопитель (жесткий диск) типа HDD, при этом указан его объем – не менее 500Гб. Этот показатель изменению не подлежит. Однако, заказчику необходим накопитель типа SSD с объемом 128Гб. Характеристики с таким объемом накопителя в каталоге нет. Как нет и единой позиции решения данного вопроса. В одних случаях эксперты полагают, что заказчик вправе не использовать КТРУ, в других случаях склоняются к мнению, что заказчик, вопреки своим потребностям, должен использовать позиции каталога.

 

4) Уполномоченный орган при рассмотрении заявки заказчика проверяет соответствие описания объекта закупки, сформированного заказчиком на основании позиций КТРУ, характеристикам такого товара, указанным в КТРУ.

Позиции каталога, опубликованные в открытой части ЕИС, нередко содержат достаточно большой набор характеристик товара, при этом отсутствует указание на обязательность применения той или иной характеристики, либо не обязательности ее применения.

Более того, данный вопрос Правилами использования каталога, а также иными документами, касающимися использования каталога, не урегулирован.

Например, объектом закупки является молоко питьевое (лактозное). Каталог предлагает к выбору молоко питьевое никзолактозное или безлактозное (наименование характеристики – вид молока по содержанию).

Согласно консультативной позиции специалиста Минфина РФ, отвечающего за формирование данной позиции каталога, полученной в телефонном режиме уполномоченным органом, указанная в КТРУ характеристика «Вид молока по содержанию – безлактозное, низколактозное» является не обязательной к применению и устанавливается заказчиком в случае закупки именно такого вида молока.

Таким образом, поскольку из буквального прочтения Правил использования каталога, следует, что все характеристики, указанные в позиции каталога обязательны к применению, вопрос возможности выбора заказчиком отдельных характеристик товара требует дополнительного урегулирования.

 

Статьей 34 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 № 606 (далее – Постановление № 606), при осуществлении закупок предусмотрена обязанность заказчиков по использованию типовых контрактов либо типовых условий контрактов, которые размещены в единой информационной системе в разделе «Библиотека типовых контрактов, типовых условий контрактов».

Так, в библиотеке типовых контрактов опубликован типовой контракт на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Разделом VII данного типового контракта определены виды, условия и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта. В частности, согласно пункту 7.1 исполнение контракта обеспечивается предоставлением независимой гарантии, выданной банком, и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет.

Вместе с тем, положениями Закона о контрактной системе, в том числе и статьей 45, такой вид гарантии, как независимая, не предусмотрен.

Законом о КС, в качестве возможного обеспечения исполнения контракта, определена банковская гарантия, выданная банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Аналогичным образом поименован вид обеспечения исполнения контракта и в типовом контракте на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности.

Полагаем, что такое разночтение в наименовании вида обеспечения исполнения контракта подлежит корректировке.

Кроме того, должен быть решён вопрос о порядке применения типовых контрактов, типовых условий контрактов, в случае наличия противоречий отдельных положений таких контрактов законодательству о контрактной системе.

Например, в течение длительного времени указанные типовые контракты в разделе «Ответственность Сторон» содержали ссылку на утратившее силу постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063.

 

До настоящего времени остаётся не урегулированным на законодательном уровне вопрос применения на стадии заключения контракта так называемого «понижающего коэффициента».

Положения статьи 34 Закона о контрактной системе, согласно части 1 которой контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, равно как и статьи 83.2, согласно части 10 которой контракт заключается по цене, предложенной победителем, процедуру окончательного расчёта стоимости каждой позиции закупаемого товара, либо выполняемых работ/оказываемых услуг, исходя из общей цены контракта, сформированной по итогам закупочной процедуры, не регулируют.

Ранее Минэкономразвития РФ в своих разъяснительных письмах указывал о правомерности применения заказчиком «понижающего коэффициента», но, поскольку письма юридической силы не имеют, контролирующими органами позиция, изложенная в письмах, не принимается.

Таким образом, полагаем необходимым в ближайшее время в законодательстве в сфере закупок закрепить понятие «понижающего коэффициента» либо определить порядок расчета стоимости каждой позиции товара (работы, услуги), исходя из общей цены контракта, предложенной участником закупки в результате определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Тем более, что понятие понижающего коэффициента давно и успешно применяется в налоговом и гражданском законодательстве.

 

Очередные изменения Закона о контрактной системе коснулись порядка регистрации участников закупок в единой информационной системе и их аккредитации на электронных площадках.

В настоящее время порядок регистрации участников закупки в единой информационной системе утверждён постановлением Правительства РФ от 30.12.2018 № 1752.

В соответствии с пунктом 16 данного Порядка, в случае внесения изменений в информацию и документы, за исключением информации и документов, формируемых в соответствии с настоящими Правилами автоматически на основании сведений из государственных информационных систем и (или) официальных сайтов федеральных органов власти, уполномоченных на ведение государственных реестров, замены или прекращения действия таких документов, участник закупки обязан сформировать в единой информационной системе новую информацию и документы в порядке, установленном настоящими Правилами для регистрации участника.

В силу пункта 17 Правил ответственность за неполноту, недостоверность, изменение информации и документов, формируемых для размещения в реестре участников, за несоответствие указанных информации и документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также за действия, совершенные на основании указанных информации и документов, несет уполномоченное лицо участника закупки.

Таким образом, участники закупки, не имеющие намерений по заключению контракта и участвующие в закупочной процедуре с иной целью (например, с целью демпинга), бесконтрольно вносят изменения в свои аккредитационные документы, принимают участие в торгах, безосновательно занижая цену контракта, понимая, что заявка такого участника, при рассмотрении вторых частей, будет признана несоответствующей требованиям документации.

Это является одной из острых проблем, которые требуют незамедлительного решения, поскольку приводят к срывам закупочных процедур или к неисполнению контракта.

Таким образом, требуется контроль со стороны аккредитующего (регистрирующего) органа не только при первичной регистрации участника, но и при внесении участником изменений в свои документы.

 

Ещё один вопрос, который требует решения, это вопрос, касающийся установления дат предоставления разъяснений участникам закупки.

Так, пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что аукционная документация должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Предлагаем внести соответствующие изменения в пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, исключив дату начала и окончания срока предоставления разъяснений и включив – дату окончания срока направления (подачи) запроса на разъяснения положений аукционной документации.

Такие изменения необходимы, поскольку с введением предварительного контроля по части 5 статьи 99 Закона о контрактной системе, срока проведения контроля и срока опубликования документации в ЕИС (с учётом не всегда стабильной работы единой информационной системы), указать точную и корректную дату начала предоставления разъяснений не всегда представляется возможным.

Наверх