Доклад Литовченко Л.А.
20 марта 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

В 4-ом квартале 2018 поступило 724 жалобы (192 – на федеральных заказчиков, 186 – на заказчика субъекта, 346 на муниципальных заказчиков). Возвращено 113 жалоб, отозвано 41 жалоба. По результатам рассмотрения признаны обоснованными (в т.ч. обоснованными в части) 219 жалоб (76 – федеральный заказчик, 38 – субъекта, 105 – муниципальный заказчик), выдано 155 предписаний (44-федеральный заказчик, 36 – субъекта, 75 – муниципальный заказчик), 351 – необоснованные жалобы (84 – федеральный заказчик, 96 – субъекта, 171 – муниципальный заказчик).

На основании поступившей информации проведено 66 внеплановых проверок, выдано 14 предписаний.

Рассмотрено 14 обращений о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), 204 обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (принято 136 решений о включении в РНП).

Возбуждено 332 дела об административных правонарушениях (выдано 304 постановления о наложении административного штрафа на сумму (тыс.руб.) 3 107,52 рублей. Сумма уплаченного штрафа с учетом постановлений, выданных в предыдущем квартале, составила 3 592,31 рублей.

В целом в 2018 году Краснодарским УФАС России в порядке, предусмотренном 44-ФЗ, рассмотрено 2 996 жалоб участников закупок (683 – на федеральных заказчиков; 631 – на заказчиков субъекта; 1 682 – на муниципальных заказчиков). Признаны обоснованными (в т.ч. в числе обоснованными в части) – 922 жалобы (259 - федеральный заказчик; 123 – заказчики субъекта; 540 – муниципальный заказчик), выдано 645 предписаний об устранении нарушений Закона о контрактной системе (161 – федеральный заказчик; 107 – субъекта; 377 – муниципальный заказчик); 1 346 – необоснованные (265 – федеральный заказчик; 325 – субъекта; 756 – муниципальный заказчик).

На основании поступившей информации проведено 228 внеплановых проверок, выдано 46 предписаний.

Рассмотрено 40 обращений о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), 589 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (принято 361 решение о включении в РНП: уклонение - 146; односторонний отказ заказчика от исполнения контракта – 212, на основании решения суда - 3.

Рассмотрено 1 094 дела об административном правонарушении (выдано 985 постановлений о наложении административного штрафа на сумму (тыс.руб.) 12 794,13 рублей. Сумма уплаченного штрафа за 2018 составила (тыс.руб.) 10 577, 49 рублей.

3. Значительный объем жалоб на документации закупок и Инструкции по заполнению заявок. Данный вопрос неоднократно в течение 2018 года поднимался на публичных обсуждениях, на совещаниях.

Еще раз обращаем внимание, что Инструкция не должна являться инструментом для ограничения количества участников и содержать излишние, необоснованные словесные конструкции, отличающиеся определенными знаками препинания, содержать отсылочные положения. Инструкция должна быть понятной и помогать заполнить заявку с учетом требований заказчика. В 2019 году при разработке документаций, Инструкций мы надеемся на исправление ситуации по озвученным управлением нарушениях со стороны заказчиков.

При разработке описания объекта закупки необходимо не забывать руководствоваться постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении правил формирования и ведения в ЕИС в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В настоящее время каталог включает отдельные группы товаров. В связи с чем, при проведении закупок необходимо использовать информацию каталога в отношении предмета закупки с целью исключения избыточных требований.

При рассмотрении дела Комиссия в каждом конкретном случае рассматривает доводы сторон и доказательства.

В 2018 году основной объем обращений для включения в РНП являются сведения, направляемые в связи с односторонним отказом заказчиков от исполнения контракта. 589 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (принято 361 решение о включении в РНП: уклонение - 146; односторонний отказ заказчика от исполнения контракта – 212, на основании решения суда – 3).

В соответствии с ч. 2 ст.104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Порядок регламентирован ст.95 Закона о контрактной системе.

Согласно разъяснениям ФАС России от 12.03.2019 решение о включении (невключении) в РНП принимается управлением в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком документов и доказательств. Это могут быть заключения экспертизы, акты приемки товаров, составленные с участием поставщика, товаросопроводительные документы и др. документы, фиксирующие факт нарушения существенных условий контракта.

Еще одно немаловажное замечание у управления к заказчикам в части принятия решений об одностороннем отказе от исполнения контракта после срока действия контракта. Так в 2019 году направляются сведения по контрактам за 2016, 2017 года. Возможность расторжения прекратившего действие контракта нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о контрактной системе не предусмотрена. Позиция антимонопольного органа подтверждается судебной практикой: решение Арбитражного суда КК А32-13305/2015, решение Арбитражного суда КК А32-17404/2018, решение Арбитражного суда КК А32-25105/2018.

Ст.34 Закона о контрактной системе – типовые контракты, типовые условия контрактов. Типовые формы позволяют упростить процедуру разработки проектов контрактов, обеспечить единообразие в формулировании условий определенных видов контрактов. Прежде всего необходимо отметить, что типовые контракты, типовые условия контрактов применяются заказчиками только после их размещения в отдельном разделе ЕИС. В ЕИС указываются реквизиты нормативного акта, утвердившего типовой контракта, типовые условия контракта и показатели для применения типового контракта (типовых условий).

Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия применения установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 № 606. Согласно п.4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 № 606, утвержденные типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению с учетом пунктов 15-17, за исключением закупок, указанных в п.18 Правил, в следующих случаях: подготовка извещений об осуществлении закупок, а также приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом; подготовка проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации о закупке, извещений о проведении запроса котировок; заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению в случаях, если в извещении об осуществлении закупок размещены в ЕИС или если контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, не предусматривающих размещения в ЕИС извещения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается по истечении 30 календарных дней после дня размещения типового контракта, типовых условий контракта в ЕИС, но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта ответственного органа, утверждающего типовой контракт, типовые условия контракта.

В настоящий момент приняты следующие документы, утверждающие типовые контракты:

- Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 12.03.2018 № 716 «Об утверждении типового контракта на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности для обеспечения государственных и муниципальных нужд, типового контракта на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств для обеспечения государственных и муниципальных нужд, типового контракта на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информационной карты типового контракта на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности»;

- Приказ здравоохранения РФ от 26.10.2017 № 870н «Об утверждении Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения и информационной карты Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения»;

- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21.12.2016 № 982н «Об утверждении типового контракта на поставку стентов для коронарных артерий металлических непокрытых, стентов для коронарных артерий, выделяющих лекарственное средство (с нерассасывающимися полимерным покрытием), катетеров баллонных стандартных для коронарной ангиопластики, катетеров аспирационных для эмболоэктомии (тромбэктомии), заключаемого с единственным поставщиком – ООО «Стентекс» и федеральными государственными бюджетными учреждениями и государственными бюджетными учреждениями субъектов РФ, и информационной карты указанного типового контракта»;

- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.10.2015 № 797н «Об утверждении типового контракта на оказание образовательных услуг по профессиональной переподготовке (повышению квалификации) федеральных государственных гражданских служащих и информационной карты типового контракта на оказание образовательных услуг по профессиональной переподготовке (повышению квалификации) федеральных государственных гражданских служащих»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.10.2015 № 1180 «Об утверждении типового контракта на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, типовых условий контракта при использовании результатов интеллектуальной деятельности, включаемых в контракты на выполнение работ, оказание услуг и информационной карты типового контракта, типовых условий контракта»;

- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.10.2015 № 724н «Об утверждении типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий»;

- Приказ Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» от 27.12.2017 №455 «Об утверждении типовых контрактов на оказание услуг в сфере космической деятельности»;

- Приказ Государственной корпорации по атомной энергии «Роскосмос» от 29.12.2015 № 1/27-НПА « Об утверждении типового государственного контракта на выполнение работ по оснащению с радиоактивными отходами, образовавшимися в результате утилизации атомных подводных ложок (надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, судов атомного технологического обслуживания) и реабилитации береговых технических баз Военно-Морского Флота».

С 01.07.2019 водится в действие Типовой контракт на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства (приказ Минстроя России от 05.07.2018 №398/пр) и Типовой контракт на выполнение проектных и изыскательских работ (приказ № 397/пр).

Также подготовлен проект типового контракта на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи.

При осуществлении закупки, по которой разработан типовой контракт, заказчик не вправе добавить в такой контракт дополнительные положения.

В типовом контракте на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств для обеспечения государственных и муниципальных нужд предусмотрен комплекс выполняемых работ. В письме Минэкономразвития России от 27.10.2016 № Д28и-2847 выражена позиция, согласно которой указанный типовой контракт применяется в комплексе, при решении данного вопроса следует руководствоваться информационной картой, в которой указаны условия применения типового контракта.

Однако, некоторые заказчики необоснованно не применяют Типовой контракт, т.е. в извещении и информационной карте указывают, например, предмет ремонт транспортных средств, при этом, в описании объекта закупки входит комплекс работ – диагностика, техническое обслуживание. Подобные действия при размещении закупок должны исключаться.

Действия заказчиков могут быть квалифицированы, как административное правонарушение по ч.4.2 ст. 7.30КоАП.

Считаем необходимым отразить позицию ФАС России по следующим вопросам, данная позиция будет применяться при осуществлении контроля.

- О правомерности заключения нескольких контрактов по п.4) ч.1 ст.93 или п.5) ч.1 ст.93 44-ФЗ на идентичные товары, работы, услуги с одним поставщиком.

44-ФЗ не содержит иных ограничений на осуществление закупок на основании п.п.4), 5) ч.1 ст.93 44-ФЗ, в том числе на приобретение одноименных товаров, работ, услуг у одного поставщика (подрядчика, исполнителя). Заказчик вправе заключать договоры на основании указанных пунктов, при соблюдении указанных запретов. При рассмотрении административных дел управление руководствуется обозначенной позицией ФАС России.

- По вопросу заключения контракта с лицом, применяющим НДС, ФАС России указала на позицию Министерства финансов РФ от 20.11.2017 № 24-01-10/76771. Согласно данной позиции Законом 44-ФЗ не предусмотрена возможность корректировки (уменьшения) заказчиком цены контракта, предложенной победителем закупки, применяющим упрощенную систему налогообложения, на размер НДС.

- Постановление Правительства РФ от 05.09.2017 № 1072 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств» (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». У нас была иная практика. Согласно п.2 указанного Постановления подтверждением производства товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, является предоставление следующих документов:

- копия специального инвестиционного контракта, заверенная руководителем организации (ИП), являющейся стороной указанного контракта;

- акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой РФ в порядке, определенном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли РФ;

- заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ, выданное Министерством промышленности и торговли РФ;

- сертификат о происхождении товара (продукции), выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства – участника Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 по форме СТ-1.

Таким образом, в случае установления запрета, предусмотренного Постановлением № 1072, участник закупки в качестве документов, подтверждающих происхождение товара, вправе представить любой из документов, указанных в п.2 Постановления № 1072. ФАС России отмечает, что комиссия заказчика отклоняет заявки участников, не предоставивших в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе подтверждающие документы, в том числе в случае, если предлагается товар, страной происхождения которого является РФ, на основании п.3) ч.6 ст.69 44-ФЗ.

- По применению постановления Правительства РФ от 11.08.2014 № 791 «Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышлености, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд». ФАС отмечает, что постановлением № 791 не установлены требования к документам, которые подтверждают соответствие участника закупки и (или) предлагаемых им товаров, работ, услуг запретам, установленным Постановлением № 791. Заказчик не вправе устанавливать требование о предоставлении в составе заявки документа, подтверждающего соответствие участника закупки требованиям, установленным Постановлением № 791.

В управлении сложилась противоречивая судебная практика и не согласующаяся с разъяснением ФАС России. Так, в решении по делу №А32-8537/2018 от 13.02.2019 суд указал, что в отношении поставки продукции, являющейся предметом закупки, действовал запрет, установленный Постановлением № 791, что влекло необходимость представления участниками запроса котировок документов, подтверждающих страну происхождения предлагаемых к поставке товаров. Таким подтверждением, в частности, может являться сертификат о происхождении товара, выдаваемый в соответствии с Соглашением о правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве независимых государств от 20.11.2009 по форме СТ-1 либо иной документ, выданный в установленном порядке.

В решении по делу №А32-35198/2017 от 02.07.2018 Арбитражный суд Северо-Кавказского округа указано, что с учетом отсутствия специальных способов подтверждения страны происхождения материала и товара, у комиссии отсутствуют основания для отклонения заявки.

- В конце 2018 года, начале 2019 года поступали жалобы на отклонение заявки на участие в конкурсе: заявка на участие в конкурсе не была прошита отдельно.

Согласно ч.4 ст.51 Закона о контрактной системе все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и каждый том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. На конверте указывается наименование открытого конкурса (лота), позволяющее определить открытый конкурс (лот), на участие в котором подается заявка. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.

В решении Арбитражного суда Краснодарского края №А32-9813/2018 указано: «Следовательно, законодатель разделяет понятие заявки и том такой заявки. Заявка воспринимается как отдельный документ, остальные ей сопутствуют. И заявка на участие в открытом конкурсе, и все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы, при этом заявка на участие в конкурсе должна быть прошита отдельно в составе тома заявки.

Таким образом, исходя из буквального толкования содержания данной нормы Закона о контрактной системе, и конкурсной документации, предусматривающих жестко регламентированные правила оформления заявки участника открытого конкурса, понятия «заявка на участие в конкурсе» и «том заявки» законодателем четко разграничены, ввиду чего заявка на участие в конкурсе и том заявки подлежат отдельному друг от друга прошиванию и не могут быть представлены участником конкурса в виде единого тома документов».

Аналогичный вывод содержится в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу № Ф08-5726/17 по делу №А63-12839/2016.

Однако, ФАС России отмечает, что отклонение заявок на основании того, что заявки участников прошиты одним томом, не соответствует ч.4 ст.51 Закона о контрактной системе.

В связи с чем, управление считает необходимым довести до сведения по изменению практики управления с учетом позиции ФАС России.

В связи с тем, что в управление поступают жалобы на действия операторов электронных площадок, которые перенаправляются в ФАС России, доводим до сведения - Об использовании ГИС «Независимый регистратор» при рассмотрении жалоб на действия электронных площадок. Приказом Минкомсвязи России от 18.11.2014 № 398 введена в промышленную эксплуатацию государственная информационная система «Независимый регистратор», которая обеспечивает видеофиксацию всех действий участников закупок, осуществляемых ими на электронных площадках, включенных в утвержденный распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 №1447-р перечень операторов электронных площадок (за исключением специализированной электронной площадки), при проведении на них электронных закупок как в соответствии с 44-ФЗ, так и 223-ФЗ. ГИС «Независимый регистратор» при осуществлении видеозаписи фиксирует доступность электронных площадок, наличие Интернет-соединений, настройку рабочего места пользователя. Использование данного функционала позволит участникам закупок зафиксировать случаи возникновения технических неполадок в работе оператора электронной площадки, в том числе при подаче заявок на участие в закупке и подаче ценовых предложений, заключении контракта с заказчиком. Данные видеофиксации ГИС «Независимый регистратор» участники закупок могут представить в ФАС России для подтверждения наличия или отсутствия технических неполадок в работоспособности электронных площадок. Плагин ГИС «Независимый регистратор» можно скачать бесплатно в ЕИС http://zakupki.gov.ru в разделе «Информация для пользователей» во вкладке «Независимый регистратор» и установить его на своем рабочем месте для использования при участии в электронных процедурах.

По вопросу применения положений приказа Минфина России от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» есть информационное письмо Минфина России. Условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию РФ, предусмотренные положением Приказа № 126н, применяются при проведении процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные положениями указанного приказа, в том числе в электронной форме. Условия допуска, предусмотренные Приказом, не применяются к товарам, в отношении которых Правительством РФ установлен запрет в соответствии с ч.3 ст.14 44-ФЗ.

В случае отклонения заявок (окончательных предложений) в соответствии в с п.1 Постановления №1289, контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене контракта при совокупности условий, указанных в подпункте 1.4 п.1 Приказа № 126н. Положения указанного подпункта не применяются при отсутствии участника закупки, заявка которого соответствует указанным условиям. Т.о., при наличии совокупности условий, установленных подп.1.4 п.1 приказа № 126н контракт заключается с участником закупки, которым предложена наименьшая цена контракта среди участников закупки, заявки которых не отклонены в соответствии с п.1 Постановления № 1289. Требования о предоставлении определенного документа в качестве декларации не установлены. Декларированием страны происхождения товара является указание наименования страны. Также указано, что не могут быть предметом одного контракта (одного лота) товары, указанные в Перечне и не указанные в нем.

В 01.01.2019 вступили в силу изменения в постановление Правительства № 1289.

Кратко остановимся на важных изменениях законодательства о контрактной системе с 01.01.2019.

В 2018 году управлением рассматривались жалобы по закупкам на медицинские изделия из поливинилхлоридных пластикатов. Поставщики указанной продукции определялись из числа организаций, реализующих в 2017-2024 гг. комплексные проекты по расширению и (или) локализации производства медицинских изделий, и включенных в реестр поставщиков соответствующей продукции. Как правило, по рассмотренным управлениям закупкам, данные поставщики предлагали продукцию иностранного производства. Важные изменения с 01.01.2019 в постановление Правительства РФ от 05.02.2015 №102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и постановление Правительства РФ от 14.08.2017 № 967 «Об особенностях осуществления закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластикатов для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в соответствии с которыми при осуществлении закупки медицинских изделий из поливинилхлоридных пластикатов установлен механизм «третий лишний» в случае, если на участие в закупке подано 2 заявки, которые одновременно содержат предложения о поставке товара: произведенных в государствах-членах Евразийского экономического союза (подтверждается сертификатом СТ-1); произведенных разными производителями; процентная доля стоимости иностранных материалов в цене конечной продукции которых соответствует доле, предусмотренной показателями локализации в приложении к Постановлению № 967 (подтверждается актом экспертизы, выданным ТПП РФ); на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017. При исполнении контракта не допускается замена медицинского изделия из ПВХ-пластиков на медицинское изделие, страной происхождения которого является иностранное государство или процентная доля стоимости материалов иностранного происхождения в цене конечной продукции которого больше указанной в приложении к Постановлению № 967.

С 01.03.2019 Единый агрегатор торговли «Березка» обязателен для закупок федеральных органов исполнительной власти и находящихся в их ведении федеральных казенных учреждений. Заказчики, которые не перечислены в распоряжении Правительства РФ от 28.04.2018 № 824-р вправе применять ЕИТ «Березка» в добровольном порядке.

Изначально заказчикам можно будет не закупаться через ЕАТ в следующих случаях: если в качестве исполнителя является физическое лицо, которое не зарегистрировано в качестве ИП; если отсутствует соответствующий товара, работа, услуга на ЕАТ в Классификаторе или каталоге; если закупка содержит сведения, составляющие государственную тайну; закупка проводится заказчиком, расположенным на территории иностранного государства. Вне системы при размещении закупки на ЕАТ заказчики могут заключить контракт вне системы в следующих случаях: если в течение 2-х часов с момента размещения их заявления на закупку на ЕАТ не поступило предложений от поставщиков, аккредитованных на ЕАТ; если у заказчика есть предложения о поставке идентичных товаров, работ, услуг по более низкой цене вне ЕАТ, если победитель в ЕАТ уклоняется от заключения договора по закупке. Более подробно можно ознакомиться с регламентом.

Важное изменение внесено в Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которое исключило право заказчиков, которые хотели бы приобрести продукцию машиностроения иностранного происхождения. Запрет должен применяться, если в контракте будет прописано условие о том, что по окончании срока действия договора лизинга заказчик приобретает предмет лизинга в собственность. Изменения вступили в силу в 01.03.2019.

С учетом внесенных изменений в части регистрации участников закупки в ЕИС и аккредитации на электронных площадках поступают жалобы по отклонению заявок по причине отсутствия выписки из ЕГРЮЛ. В управлении сложилась следующая практика:

В соответствии с п.7) ч.11 ст. 24.1 Закона о контрактной системе, оператор электронной площадки, в том числе путем информационного взаимодействия с государственными информационными системами, в соответствии с требованиями, установленными ч.2 настоящей статьи, обеспечивает предоставление заказчику в сроки и случаях, установленных настоящим Федеральным законом, следующих документов и информации: выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя).

Согласно ст.24.2 Закона о контрактной системе регистрация участников закупок в единой информационной системе осуществляется в электронной форме на основании информации и документов в порядке и сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации. Информация и документы об участниках закупок, зарегистрированных в единой информационной системе, вносятся в единый реестр участников закупок.

Операторы электронных площадок не позднее рабочего дня, следующего после дня регистрации участника закупки в единой информационной системе, осуществляют аккредитацию такого участника на электронной площадке. Данная аккредитация осуществляется путем информационного взаимодействия электронной площадки с единой информационной системой и иными государственными информационными системами в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с частью 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона. При аккредитации оператор электронной площадки не вправе требовать от участника закупки какие-либо документы и (или) информацию;

- участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе участвовать во всех электронных процедурах, проводимых на электронной площадке в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

В силу с пп. «ф» п.5 постановления Правительства РФ от 30 декабря 2018 г. № 1752 «О порядке регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и ведения единого реестра участников закупок»,
для регистрации юридического лица, иностранного юридического лица, аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица уполномоченное лицо формирует следующие информацию и документы:
выписку из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица.

В п.7) Правил данного постановления Правительства РФ № 1752 установлено, что Информация и документы, указанные в подпунктах "а", "г" (в части даты постановки на учет в налоговом органе), "д" - "ж", "и", "к", "м" и "ф" пункта 5 (за исключением иностранного юридического лица, аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица), подпунктах "а", "г", "и", "к" и "о" пункта 6 настоящих Правил (в отношении физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя), формируются в единой информационной системе автоматически на основании сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей после указания участником закупки при формировании информации для размещения в реестре участников идентификационного номера налогоплательщика юридического лица и кода причины постановки на учет в налоговом органе (при размещении сведений об обособленном подразделении - кода причины постановки на учет в налоговом органе обособленного подразделения) в соответствии со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе, идентификационного номера налогоплательщика физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя соответственно. Соответствие таких информации и документов сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, обеспечивается посредством использования и дальнейшего обновления предоставляемых единой системой межведомственного электронного взаимодействия в единую информационную систему документов (сведений), размещенных в государственных информационных системах и иных информационных системах, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем такого предоставления.

В связи с чем, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц предусмотрена п.п. ф) п.5 Правил регистрации участников закупок в ЕИС (утвержденных постановлением Правительства РФ № 1752) и формируется в ЕИС автоматически на основании сведений из Единого государственного реестра юридических лиц. Оператор электронной площадки, в том числе путем информационного взаимодействия с государственными информационными системами, обеспечивает предоставление Заказчику требуемых документов и информации, в том числе и сформированной автоматически Выписки из ЕГРЮЛ.

В связи с чем, управление придерживается позиции о соответствии заявок участников требованиям Закона о контрактной системе.

С 01.01.2019 вступил в силу Приказ Министерства строительства и ЖКХ РФ от 05.06.2018 №336/пр, которым утверждена обязательная Методика составления в рамках 44-ФЗ графика строительно-монтажных работ и графика оплаты работ по контракту на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. Проекты графика выполнения работ и графика оплаты выполненных работ составляются заказчиком одновременно с проектом контракта, являются его приложением и размещаются заказчиком в ЕИС вместе с документацией. График выполнения работ и график оплаты выполненных работ должны составляться в табличной форме, состоящей из взаимосвязанных граф, строк и колонок, требования к содержанию которых установлены в Методике. Изменение графика выполнения работ и графика оплаты не допускается за исключением, случаев, предусмотренных 44-ФЗ. Поскольку основной объем жалоб приходится на закупки по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, заказчикам необходимо будет более тщательно подходить к подготовке документаций. Кроме того, может возникнуть следующая ситуация, при которой закупка будет размещаться ближе к концу года, естественно финансирование в рамках года. В п.2.1 Методики указано, что составление графика выполнения работ осуществляется в соответствии с утвержденной проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта, а также рабочей документации (при наличии). Срок выполнения работ должен устанавливаться исходя из соблюдения строгой технологической последовательности работ. Из анализа предшествующих закупок следовало, что заказчики сокращали сроки выполнения работ, заложенные в проектной документации. Итог - в сроки работы не выполнялись. В связи с чем, полагаем что при заказе на выполнение работ по изготовлению ПСД необходимо прорабатывать с проектировщиком условия, указанные в Методике.

При рассмотрении административных дел по отчетам об исполнении контрактов, управление столкнулось с тем, что контрактные управляющие считают, что по контрактам, не предусмотренным ч.9 ст.94 44-ФЗ отчет размещать нет необходимости. Вместе с тем, подобные объяснения не принимаются, как не соответствующие ч.9 ст.94 44-ФЗ и постановлению Правительства от 28.11.2013 № 1093 (исходим из того, что 2 типа отчетов – об исполнении контракта и о результатах отдельного этапа его исполнения). Последнее, на что необходимо обратить внимание – на размещение до 01.04.2019 отчета объеме закупок у СМП, СОНО. При размещении отчета могут возникнуть сложности, поскольку в отчет должны включаться закупки, которые осуществлены в соответствии с пп.25-25.3 ч.1 ст.93 44-ФЗ по результатам несостоявшегося определения поставщика. Разработанная форма отчета требует корректировки. Надеемся, что соответствующие корректировки будут внесены до установленные даты.

 

 

 

Наверх