Доклад Богославского Е.А.
20 марта 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

Краснодарским УФАС России в 2018 году было рассмотрено 124 жалобы на действия организатора торгов при проведении торгов в порядке Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ; Закон о закупках), из них 60 жалоб в 4 квартале 2018 года, 15 жалоб было признаны обоснованными, из них 9 жалоб в 4 квартале.

 

Правовые основы проведения торгов в порядке Закона о закупках.

 

Субъектами Закона № 223-ФЗ являются:

  1. государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании, субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономные учреждения, хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, а также дочерние организации вышеуказанных хозяйствующих субъектов;
  2. бюджетные учреждения, государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия при наличии правового акта, утвержденного и размещенного в соответствии с требованиями действующего законодательства;
  3. федеральные государственные унитарные предприятия, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства. (перечень указанных предприятий утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации и на сегодняшний день включает 123 предприятия).

Ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

Положение о закупке утверждается:

1) высшим органом управления государственной корпорации или государственной компании в случае, если заказчиком выступает государственная корпорация или государственная компания;

2) руководителем унитарного предприятия в случае, если заказчиком выступает государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие;

3) наблюдательным советом автономного учреждения в случае, если заказчиком выступает автономное учреждение;

4) советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного общества в случае, если заказчиком выступает акционерное общество, либо в случае, когда уставом акционерного общества предусмотрено осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) общим собранием акционеров общества, коллегиальным исполнительным органом общества или при отсутствии коллегиального исполнительного органа общим собранием акционеров общества;

5) общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью в случае, если заказчиком выступает общество с ограниченной ответственностью, либо в случае, когда утверждение положения о закупке отнесено уставом общества с ограниченной ответственностью к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества или коллегиального исполнительного органа общества, советом директоров (наблюдательным советом) общества или коллегиальным исполнительным органом общества;

6) органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, в случае, если заказчиком выступает государственное бюджетное учреждение или муниципальное бюджетное учреждение;

7) наблюдательным советом публично-правовой компании в случае, если заказчиком выступает публично-правовая компания.

Ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ определены основные принципы, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, а именно: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

 

Обжалование в антимонопольный орган действий организатора торгов.

 

Ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ определено, что любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанный перечень оснований является исчерпывающим.

Наиболее распространенными в практике Краснодарского УФАС России являются нарушения организаторами торгов требований пунктов 1 и 4 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

 

Практика рассмотрения Краснодарским УФАС России жалоб о нарушении Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в 4 квартале 2018 года

 

Краснодарским УФАС России была рассмотрена жалоба ООО «ЭТС-Проект» на действия ООО «АТЭК» при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право выполнения работ по разработке рабочей и сметной документации по проведению экспертизы промышленной безопасности документации по объекту: «Установка приборов учета газа. Техническое перевооружение узлов учета расхода газа на котельных филиала АО «АТЭК» «Краснодартеплоэнерго».

Заявитель указывал, что Организатор торгов в составе закупочной документации в ЕИС и на сайте электронной торговой площадки опубликовал извещение о закупке в котором было указано, что подача заявок завершается 02.11.2018г. в 24.00, тогда как на сайте www.zakupki.gov.ru была опубликована и другая редакция извещения, в которой предусмотрено иное время завершения подачи заявок: до 00.00 02.11.2018г. вместо 24.00, т.е. на 24 часа меньше, что не позволило определить действительное время завершения подачи заявок и своевременно подать заявку на участие в закупке.

Комиссией Краснодарского УФАС России было установлено, что в соответствии с пунктом 7 части 9 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в Извещении о закупке должны быть указаны порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов конкурентной закупки (этапов конкурентной закупки).

В извещении формата Word, опубликованном на ЕЭТП по адресу: https://www.roseltorg.ru и ЕИС по адресу: https://www.zakupki.gov.ru, указано время и дата окончания подачи заявок: 02.11.2018; 24:00 [МСК].

В электронном извещении сформированном автоматической системой ЕЭТП, указаны дата и время окончания подачи заявок: 02.11.2018; 00:00 минут [GMT+3], в связи с чем, в извещении опубликованном в формате Word и электронном извещении автоматически сформированным программно-аппаратным комплексом ЕЭТП возникла разница времени окончания подачи заявок.

Таким образом, Организатором торгов нарушен порядок публикации извещения, предусмотренный ч.8 ст.4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Вместе с тем, Комиссия Краснодарского УФАС России не усмотрела оснований для выдачи предписания об устранении нарушения по следующим основаниям:

- Заявитель не представил доказательств подачи заявки на участие в открытом запросе предложений и невозможности ее принятия электронной площадкой;

- срок, предусмотренный с п. 23 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Организатором торгов соблюден, то есть установлен срок превышающий семь рабочих дней до дня проведения запроса предложений;

- на участие в запросе предложений было подано 5 заявок, все признаны соответствующими требованиям документации и допущены к участию в торгах;

- в ходе проведения торгов произошло снижение цены контракта в размере 33,11%.

Краснодарским УФАС России была рассмотрена жалоба ООО «Сочи-Трек-Безопасность» на действия ГБУ СО КК «Горячеключевской ДИПИ» при организации и проведении запроса котировок на право оказания охранных услуг в 2019 году (извещение № 31807104895 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Заявитель указывал, что Организатор торгов в нарушение требований законодательства о закупках, отказал в допуске к участию в закупке, а именно нарушил пункт 4 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), предъявив к Заявителю требования, не предусмотренные документацией о конкурентной закупке.

Комиссией Краснодарского УФАС России было установлено, что закупочная комиссия ГБУ СО КК «Горячеключевской ДИПИ» (далее — закупочная комиссия) при рассмотрении заявок на участие в запросе котировок проверяла наличие в поданных копиях лицензий отметки о разрешении на предоставление услуги, указанной в п. 7 ч. 3 ст. 3 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» (нумерация пунктов в приложении к лицензии совпадает с нумерацией в указанном законе) и срок действия лицензии.

Заявителю отказано в допуске к участию в запросе котировок по причине несоответствия заявки требованиям, установленным в документации проведения запроса котировок.

В копии лицензии, приложенной к заявке Заявителем, указано, что срок её действия истекает 26.12.2018, т.е. до начала предоставления охранных услуг, являющихся предметом указанных торгов.

В разделе 9 котировочной документации содержался исчерпывающий перечень требований к участникам закупки, в том числе в пункте 7 было указано указано, что у исполнителя должна быть лицензия в соответствии с пунктом 7 части 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 №2487-1 «О частной и охранной детективной деятельности в Российской Федерации.

В составе заявки, поданной Заявителем была лицензия № 460 которая на момент подачи заявки и на дату рассмотрения и оценки котировочных заявок (12.11.2018) была действительной и действующей.

Кроме того, в котировочной документации отсутствовало требование о необходимости представления подтверждения направления документов в уполномоченный орган на продление срока действия лицензии.

Также отсутствовала необходимость представления Участником закупки лицензии, срок действия которой должен действовать в рамках сроков исполнения договора.

Кроме того, Заявителем, на заседание Комиссии при рассмотрении дела 345-Т/2018 представлены нотариально заверенные копии документов, подтверждающих продление срока лицензии до 23.11.2023 года.

Таким образом, отклонение заявки участника являлось неправомерным, к участнику закупки были предъявлены требования, не предусмотренные документацией, что нарушает требования пункта 4 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

На основании изложенного жалоба ООО «Сочи-Трек-Безопасность» на действия ГБУ СО КК «Горячеключевской ДИПИ» была признана обоснованной, организатору торгов выдано предписание о совершении действий по устранению нарушения порядка проведения торгов.

Краснодарским УФАС России была рассмотрена жалоба ООО «Мир труб» на действия организатора торгов – МУП «ЖКХ г. Туапсе» при организации и проведении запроса цен на право поставки труб и фасонных частей(извещение № 31807299821 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Заявитель указывал, что Организатор торгов установил требования, которые ограничивают потенциальное количество участников аукциона, а именно требование, что участник должен является заводом-изготовителем или официальным дилером завода-изготовителя не соответствует требованиям пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В связи с указанным, заявитель просит признать незаконными действия Организатора торгов и выдать предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов.

Комиссией Краснодарского УФАС России было установлено, что установление указанного требования Документации, противоречило главе IV Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушало требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Так же Заявитель в своей жалобе указывает, что установление в Документации обязательного требования к описанию поставляемого товара (выполняемых работ, оказываемых услуг) участники закупки должны указать наименование товара, товарный знак, марку, модель товара, наименование производителя, страну происхождения товара.

Вместе с тем не указание вышеуказанных требований привело или может привести к отклонению заявки участника, что по мнению Заявителя является нарушением Закона о закупках.

Пунктом 27 Документации, установлены требования к описанию участниками запроса цен поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойствах), его количественных и качественных характеристик при описании поставляемого товара (выполняемых работ, оказываемых услуг) участниками закупки обязаны указывать конкретные (точные) показатели, соответствующие требованиям, указанным в настоящей документации. Участники закупки обязаны указать наименование товара, товарный знак, марку, модель товара, наименование производителя, страну происхождения.

Государственная регистрация наименования товара, товарного знак, марки, модели товара, наименования производителя, страны происхождения товара не является обязательной.

На территории Российской Федерации в обороте находятся товары, которые на законных основаниях не имеют зарегистрированного товарного знака, марки, модели товара.

Таким образом, установление в документации требования к поставляемому товару об обязательном указании товарного знака, марки, модели товара, наименования производителя, страны происхождения товара противоречит требованиям пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В связи с изложенным, жалоба ООО «Мир труб» на действия организатора торгов – МУП «ЖКХ г. Туапсе» признана обоснованной, МУП «ЖКХ г. Туапсе» выдать предписание о совершении действий по устранению нарушений порядка проведения торгов.

 

 

Наверх