Доклад Колесниковой Е.В.
05 декабря 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

 

Актуальные вопросы, возникающие при осуществлении контроля в сфере закупок.

 

Федеральным законом от 30.10.2018 года № 393-ФЗ внесены изменения в пункт 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ,  в соответствии с которыми государственные и муниципальные научные организации смогут осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму до 400 тыс. рублей.  Поправки вступили в силу с 11.11.2018 года.

Согласно приказу Минэкономразвития России от от 19.09.2018 № 499 "О признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России по вопросам допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Зарегистрирован 24.10.2018 № 52515) признан утратившим силу приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

 

05 ноября 2018 года вступил в силу Приказ Минфина России от 4 июня 2018 г. № 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд”

В  п. 1.4 Приказ Минфина России от 4 июня 2018 г. № 126н указано, что  в случае отклонения заявок (окончательных предложений) в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене контракта при совокупности следующих условий:

 

а) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств;

 

б) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки соответствует требованиям документации о закупке;

 

в) таким участником закупки предложена цена контракта, которая является наименьшей среди участников закупки (при наличии таких участников закупки), заявки которых не отклонены в соответствии с пунктом 1 Постановления № 1289 и при этом соответствуют совокупности условий, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего подпункта;

 

г) таким участником закупки предложена цена контракта, которая не превышает более чем на 25 процентов наименьшее предложение о цене контракта в случае его подачи участником закупки (при наличии такого участника закупки), заявка которого не отклонена в соответствии с пунктом 1 Постановления № 1289, но не соответствует условию, указанному в подпункте «а» настоящего подпункта.

Положения настоящего подпункта не применяются при отсутствии участника закупки, заявка которого соответствует указанным условиям.

Хотелось бы отметить, что закупка лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП подпадает под действие одновременно приказа Минфина России от 4 июня 2018 г. № 126н, а также под действие постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. № 1289.

Вместе с тем, в практике управления, в том числе в 2018 году, встречаются случаи, при которых Заказчиками установлено условие допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг в соответствии с приказом Минфина № 126н, при этом ограничения в соответствии с постановлением Правительства № 1289 в документации (извещении о проведении торгов) отсутствует.

 

Что же касается постановления Правительства № 1289, прошу Вас обратить внимание, что  С 01 января 2019 года вносятся изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. № 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Так Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 года № 1289 дополнено п.1.1, 1.2:

"1_1. B случае если после отклонения заявок (окончательных предложений) в порядке, установленном пунктом 1 настоящего постановления, хотя бы одна заявка (окончательное предложение) содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 

1_2. Подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1_1 настоящего постановления, является декларирование участником закупки в заявке (окончательном предложении) сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", и сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.".

 А также внесены изменения в п. 2 «Подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является один из следующих документов»

 а) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами;

 

б) заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации".".

 

 (Скорректирован порядок применения ограничений допуска при совершении госзакупок иностранных лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП.

 

По общему правилу госзаказчик должен отклонять все заявки, содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов ЕАЭС), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок, которые содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются Россия или другое государство ЕАЭС.

 

Согласно изменениям если после указанного отклонения среди заявок имеется хотя бы одна с предложением о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в т. ч. синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Союза, то в отношении таких лекарственных препаратов будут применяться особые (т. н. преференциальные) условия допуска к госзакупкам.

 

Участник закупки в заявке декларирует соответствие производителя требованиям правил надлежащей производственной практики; предоставляет выданный Минпромторгом России документ о производстве лекарственного средства на территории ЕАЭС.

 

Постановление вступает в силу с 1 января 2019 г. и применяется к отношениям, связанным с закупками лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения о которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в определении поставщика которых направлены после указанной даты.)

Согласно ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Справка «Незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением».

В целях реализации п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона №44-ФЗ на сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации размещен Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по статье 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для обеспечения заинтересованным лицам возможности получения содержащихся в нем сведений: https://genproc.gov.ru/anticor/register-of-illegal-remuneration.

 

Согласно п. 3, 4 ч. 17 ст. 105 Закона №44-ФЗ жалоба подается в :

3)орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, …, находящихся на территории субъекта Российской Федерации;

4) орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, … в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно ч. 4 ст. 99 Закона №44-ФЗ контроль в отношении операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, а также при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры (с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры до момента заключения контракта) в отношении иных субъектов контроля (заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа.

Таким образом, при проведении конкурсов, запросов котировок участники вправе подать жалобу в Министерство экономического развития КК.

ч. 8 ст. 95 Закона № 44-фз расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

При наличии гражданско-парвовых споров, возникающих при исполнении контракта считаем необходимым обращаться в Арбитражный суд, для всестороннего исследования возникших спорных вопросов.

Невозможно признать идентичными ситуации, при которых лицо не приступало к работам или при выполнении работ лицом не в полном объеме или ненадлежаще исполнялись условия контракта.

ч. 3 ст. 30 Закона №44-ФЗ при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

В силу вступивших с 01 июля 2018 года изменений ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе не предусматривает установление преимуществ лицам, являющимися СМП И СОНКО.

1. Определение  Верховного Суда РФ от 12.01.2018 N 310-КГ17-14344 по делу N А23-840/2016.

2. Определение от 15 января 2018 года Верховного суда Российской Федерации по делу № 309-КГ17-12073 по делу А60-27966/2016 года.

Вышеуказанные решения Верховного суда определяют установления требования к лицам при осуществлении размещения закупок на дезинфекцию, дезинсекцию и дезинфектологию.

Письмо Минфина от 02.10.18 № 24-06-08/70718, Письмо Минфина от 30.10.18 № 24-01-07/77857 разъясняют порядок предоставления обеспечения заявки при НМЦК контракта менее 5 миллионов.  

Касательно установления критериев оценки по критерию «Деловая репутация участников закупки» и необходимости предоставления участником закупки присвоенного индекса деловой репутации в соответствии с ГОСТ 66.1.01-2015 (подтверждается сертификатом), ФАС России указало, что подобное требование может повлечь за собой ограничение числа участников закупки.                 

Приложенные файлы
Выступление-1544008047.pptx (1,4 МБ)
Наверх