Доклад на публичные обсуждения
За период 4 квартал 2017 года отделом контроля органов власти Краснодарского УФАС России рассмотрено по статье 15 Закона о защите конкуренции рассмотрено 54 заявления, выдано 4 предупреждений, 3 из них исполнены до возбуждения дела, 1 предупреждение не исполнено, возбуждено 1 дело о нарушении антимонопольного законодательства, 1 дело прекращено в связи с отсутствием нарушений.
Так в числе выданных 4 предупреждения в четвертом квартале 2017 года, предупреждение, выданное Администрации Брюховецкого района не исполнено, возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства, в текущем году установлен факт нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». Находится в стадии исполнения предупреждение, выданное администрации Черноморского сельского поселения Северского района. Предупреждения, выданные администрациям Георгиевского сельского поселения Туапсинского района и Белореченского района, -исполнены.
по статье 17 закона рассмотрено 22 заявления, возбуждено 5 дел, 3 прекращены в связи с отсутствием факта, в 2 случаях установлен факт нарушения антимонопольного законодательства, выдано одно предписание, предписание исполнено в срок.
В соответствии с возложенными на антимонопольный орган полномочиями по рассмотрению жалоб в порядке статьи 18.1 Краснодарским УФАС России за истекший период с октября по декабрь 2017 года в зависимости от вида торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, рассмотрено:
42 жалобы по обжалованию действий организатора торгов, проводимых в порядке Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», из них 6 признаны обоснованными, выдано 1 предписание, оно исполнено в срок.
39 жалоб по обжалованию порядка организации торгов по предоставлению в пользование земельных участков, из них 10 признаны обоснованными, выдано 4 предписаний, все предписания исполнены в срок,
26 жалоб, направленных на обжалование действий организатора торгов конкурсного управляющего, предусмотренные Федеральным законом №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве), а также направленных на обжалование действий организатора торгов по продаже арестованного (залогового) имущества, из них 9 признаны обоснованными, выдано 7 предписаний, все исполнены в срок.
Таким образом, в первом полугодии текущего года около трети жалоб (30,7%), рассмотренных в порядке статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» поступило на действия организатора торгов, проводимых в порядке Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», 28,6% рассмотренных жалоб обжаловали процедуру торгов при предоставлении в пользование земельных участков, 19% жалоб рассмотрено на нарушения порядка проведения торгов при продаже имущества в порядке Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» а также торгов по продаже арестованного имущества.
Административное производство
В течение 4 квартала 2017 года отделом контроля органов власти возбуждено административное производство по 31 делу. Приняты решение о вынесении административного наказания в отношении 30 должностных лиц и одного юридического лица в сумме 331тыс. рублей.
В том числе:
по статье 14.9 КоАП РФ – 2 наказаний в размере 30 000 рублей.
по статье 7.32.3 КоАП РФ – 12 наказаний в размере 32 000 рублей.
по статье 7.32.4 КоАП РФ – 9 наказаний в размере 165 000 рублей.
по статье 19.5 КоАП РФ 1 наказание на юридическое лицо в размере 100 000 рублей.
Проблемные вопросы
При рассмотрении жалоб в порядке статьи 18.1 у отдела сложилась определенная практика, в том числе судебная.
Также в соответствии с Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 11.04.2017 г. N 304-КГ16-17592 определено, что частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» определен исчерпывающий перечень действий (бездействий) заказчика, при наличии которых возможна подача жалобы в антимонопольный орган.
10. Любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ)
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ)
2) утратил силу. - Федеральный закон от 31.12.2017 N 505-ФЗ;
С 1 июля 2018 года Федеральным законом от 31.12.2017 N 505-ФЗ часть 10 статьи 3 дополняется новым пунктом 2.1. См. текст в будущей редакции.
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ)
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ)
Федеральным законом от 31.12.2017 N 505-ФЗ из ч. 5 ст. 8 исключено упоминание ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Положения указанного закона, распространяющиеся на заказчика, который не разместил положение о закупке или решение о присоединении к положению о закупке, предусмотрены ч. 5.1 ст. 8.
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
(п. 5 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 505-ФЗ)
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
(п. 6 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 505-ФЗ)
11. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
(часть 11 введена Федеральным законом от 31.12.2017 N 505-ФЗ)
При этом право участника закупки обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг предусмотрено в пункте 9 статьи 3 Закона N 223-ФЗ и не ограничено какими-либо условиями, как это определено при обращении с жалобой в антимонопольный орган.
«Указанная норма носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействий) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим».
Согласно информационному письму ФАС России от 23.01.2018 №ИА/3655/18 о применении положений части 10 статьи 3 Закона о закупках в части порядка рассмотрения жалоб «наличие в жалобе указаний на нарушение положений Закона о закупках, иных нормативных правовых актов, принятых в его реализацию, положения о закупках при проведении закупочной процедуры, является самостоятельным основанием для принятия жалобы к рассмотрению.
При этом частью 13 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Учитывая изложенное, жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной, при этом антимонопольный орган обязан принять решение о выдаче предписания с учетом всех выявленных нарушений, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Также в соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках, в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
При этом ФАС России обращает внимание, что жалоба, поданная в нарушение установленного частью 11 статьи 3 Закона о закупках срока подлежит оставлению без рассмотрения.