Обобщенные итоги рассмотрения анкет участников публичных обсуждений о вопросах правоприменительной практики при осуществлении надзорных мероприятий, проводимых Краснодарским УФАС России за 2 квартал 2018 г.
31 августа 2018, 00:00
Тип документа:
Анкеты

Обобщенные итоги рассмотрения анкет участников публичных обсуждений о вопросах правоприменительной практики при осуществлении надзорных мероприятий, проводимых

 Краснодарским УФАС России за 2 квартал 2018 г.

 

 

По результатам проведения Краснодарским УФАС России публичных обсуждений, посвященных практике применения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства о государственных закупках на территории Краснодарского края за 2 квартал 2018 года, которые состоялись 21 августа 2018г., управлением было рассмотрено 29 анкет участников данного мероприятия.

В соответствии с оценками участвующих на вопрос: «Насколько проведенное мероприятие соответствует Вашему ожиданию?» средний балл составил:

- по тематической направленности – 4, 8 балла;

- по программе - 4,8 балла;

- по квалификации выступающих – 4,8 балла;

- по организации мероприятия – 4,8 балла.

На вопрос: «Ваше мнение о необходимости внедрения в практику проведения подобных мероприятий?» большинство ответили –да.

 

Предложения по совершенствованию антимонопольного законодательства Российской Федерации:

- введение специальных механизмов досудебного урегулирования антимонопольных споров путем вынесения комиссией антимонопольного органа особого решения об утверждении обязательств, предложенных и добровольно принятых на себя хозяйствующим субъектом, в отношении которого ведется производство по делу, для урегулирования претензий антимонопольного органа;

- создание единого номенклатурного перечня наименований товаров, работ и услуг, который будет использоваться заказчиками при размещении контрактных процедур. Цель создания – унифицированный справочник, который будет соотносимым со справочниками ОКПД2 и ОКВЭД2, содержащий наименования, которые не ограничивают конкуренцию;

-снизить штрафы за нарушения, связанные с размещением информации об исполнении контрактов, до 5 тысяч рублей;

- регулирование законодательства закупочной деятельности в сфере предоставления коммунальных услуг;

- создание отдельного реестра жалоб и внеплановых проверок в целях применения на практике единого образца. Создание удобного функционала поиска в реестре жалоб;

- в процессе торгов или осуществления государственных закупок в ряде случаев происходит значительное падение НМЦК (особенно на услуги). Приоритет цены обеспечивает победу в конкурсе (аукционе). При объективной НМЦК выполнить услугу исполнителем контракта невозможно в соответствии с техническим заданием заказчика. А антимонопольный орган это уже не интересует.

- высокий уровень штрафов за нарушения, связанные с размещением информации об исполнении контрактов, в частности оплаты и отчетов об исполнении;

 

Вопросы-ответы:

Вопрос 1. Разграничение рекламы от информации в средствах массовой информации?

Ответ. При определении является ли информация, размещаемая в средствах массовой информации, рекламой, необходимо руководствоваться п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе», в которой закреплено понятие рекламы, а также при размещении рекламы в СМИ необходимо руководствоваться ст.ст. 14, 15, 16 указанного закона.

Вопрос 2. Является корректным в спонсорской рекламе спонсора называть партнером?

Ответ. По мнению Краснодарского УФАС России, при размещении спонсорской рекламы необходимо руководствоваться п.п. 9, 10 ст. 3 Федерального закона «О рекламе», в которых закреплены понятия спонсора и спонсорской рекламы.

Вопрос 3. При признании несостоявшимся электронном аукционе какую процедуру проводить? Согласно ч. 4 ст. 71 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик вносит изменения в план-график и вправе осуществить закупку путем запроса предложений в электронной форме, однако, функционал не позволяет.

Ответ. По данному вопросу Краснодарское УФАС России сообщает следующее.

Согласно Приказу ФАС России от 20.01.2012 № 22 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по предоставлению государственной услуги по даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства Российской Федерации» государственная услуга по даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства Российской Федерации предоставляется ФАС России.

В соответствии с приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы» территориальные органы ФАС России не имеют полномочий по даче разъяснений по вопросам применения Федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, Краснодарское УФАС России направило запрос о даче разъяснений по данному вопросу в ФАС России. В связи с чем, ответ на вышеуказанный вопрос будет размещен на сайте Краснодарского УФАС России с момента его получения.

Вопрос 4. Возможна ли реализация п. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (решение об одностороннем отказе от исполнения контракта), а также Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в части естественных монополий на практике в случае не достижения соглашения сторонами.

Ответ: По данному вопросу Краснодарское УФАС России сообщает следующее.

Согласно Приказу ФАС России от 20.01.2012 № 22 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по предоставлению государственной услуги по даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства Российской Федерации» государственная услуга по даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства Российской Федерации предоставляется ФАС России.

В соответствии с приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы» территориальные органы ФАС России не имеют полномочий по даче разъяснений по вопросам применения Федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, Краснодарское УФАС России направило запрос о даче разъяснений по данному вопросу в ФАС России. В связи с чем, ответ на вышеуказанный вопрос будет размещен на сайте Краснодарского УФАС России с момента его получения.

Вопрос 5. Каким образом осуществляется надзор государственных органов за ведением поставщиком реестра заключенных договоров в системе ЕИС?

Ответ. По данному вопросу Краснодарское УФАС России сообщает следующее.

Согласно Приказу ФАС России от 20.01.2012 № 22 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по предоставлению государственной услуги по даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства Российской Федерации» государственная услуга по даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства Российской Федерации предоставляется ФАС России.

В соответствии с приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы» территориальные органы ФАС России не имеют полномочий по даче разъяснений по вопросам применения Федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, Краснодарское УФАС России направило запрос о даче разъяснений по данному вопросу в ФАС России. В связи с чем, ответ на вышеуказанный вопрос будет размещен на сайте Краснодарского УФАС России с момента его получения.

Вопрос 6. Является ли нарушением: Заказчик в описании объекта закупки указал конкретное наименование товара (с обозначением торговой марки), но в разделе 2 аукционной документации указал обоснование конкретизации выбранной торговой марки товара (полное соответствие требованиям заказчика)?

Ответ. В соответствии с п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно п.1) п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, описание объекта закупки должно осуществляться заказчиком в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе.

Вопрос 7. Правомерно ли введение ограничения режима потребления электрической энергии  на объект до получения результатов экспертизы и выставления перерасчета на основании акта о неучтенном потреблении выявленного на Объекте?

Ответ. Порядок ограничения режима потребления электрической энергии, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442.

Процедура проверки узла учета электрической энергии и составление акта безучетного потребления установлена Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными  постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442.

Перечень обстоятельств, по которым производится ограничение режима потребления электрической энергии установлен п. 2 Правил ограничения № 442, в том числе нарушение потребителем своих обязательств,  в рамках заключенного договора энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии) и т.д.

В свою очередь основанием для невведения ограничения режима потребления электрической энергии по вышеуказанному основанию является устранение обстоятельств, которые явились для инициирования введения ограничения (например, оплата задолженности).

Получение результатов экспертизы либо их отсутствие не является основанием для возобновления электрической энергии, а также неведения ограничения вообще.

В силу п. 1 ст. 543 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов, оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

  Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.

Нормами действующего законодательства не установлен запрет на введение в отношении потребителя услуги энергоснабжения ограничений или прекращения электроснабжения при наличии спорной задолженности по оплате за поставленный ресурс.

  В соответствии с абз. 3 п. 145 Постановления № 442, обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.

  При этом под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки (абз. 4 п. 145 Постановления № 442).

Несогласие с выставленной суммой к оплате за оказанные услуги в целях заключения договора энергоснабжения по срочной процедуре  согласно п. 1 ч. 1 ст. 8 ГК РФ носят гражданско-правовой характер и подлежит разрешению в судебном порядке (ч. 1 ст. 11 ГК РФ).

При принятии мер по пресечению действий, выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением, антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры (п. 5 пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30).

Наверх